Логопедическое занятие "Сложные слова"
Речевое развитие детей в дошкольном возрасте постоянно совершенствуется: пополняется словарный запас, улучшается звукопроизношение, связная речь. Дети учатся объединять слова в предложения, предложения в рассказ, использовать простые и сложные предлоги, союзы. В процессе речетворчества дети интуитивно усваивают способы словоизменения и словообразования: склоняют слова, изменяя окончания, согласовывают слова между собой в роде, числе и падеже, образуют новые слова разными способами: путём добавления приставки (пошёл-зашёл-вышел), суффикса (стол-столик, слон-слонёнок, зелёный-зелёненький), сложением основ (самолёт, ледокол) и др.
Словообразование — это один из способов пополнения словарного запаса ребенка. Но с другой стороны, словообразование является частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. Морфема - это часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Чтобы овладеть морфологической системой языка, ребёнку нужно научиться:
· сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении,
· соотносить изменения в звучании с изменением его значения,
· выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения.
Многим детям сложно даётся образование слов, поэтому в их речи присутствуют аграмматизмы: у кошки котёнки, у медведя медведики, много левы, много ложков, красный шары, дети рисует, дерево упала, лисиный хвост и др.
Постепенно дети начинают сами активно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Образование сложных слов путём сложения основ долго вызывает у детей трудность. В школе работа над сложными словами начинается с пятого класса, так как упражнения в образовании сложных слов можно выполнять только тогда, когда речевое развитие детей достигло высокого уровня и позволяет осознать те смысловые связи слов, которые усваиваются детьми интуитивно как раз в дошкольном возрасте. Поэтому подготовку к этой работе нужно осуществлять в детском саду.
В подготовительной к школе группе я даю элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения основ. Так как образование этих слов для дошкольника является очень трудной задачей, то я стараюсь облегчить выполнение этой задачи с помощью наглядно-игровых средств и интерактивных приёмов: моделирования ситуаций, театрализованных игр.
С детьми 6-7 лет логопедической группы для родителей было проведено открытое логопедическое занятие по теме «Сложные слова». В начале занятия все дети стали волшебниками, образовывали сложные слова-существительные из двух слов с соединительной гласной о: пчёл разводит – пчеловод, книги любит – книголюб, лес рубит – лесоруб и так далее. Составляли предложения с этими словами. А затем с помощью книги Т.Куликовской «Забавные зверушки» образовали прилагательные: зеленоглазый, длинноухий, пучеглазая, рыжехвостая, острозубый, косолапый и другие. На заключительном этапе занятия дети разыграли сказку «Теремок» на новый лад. Они называли героев сказки с использованием сложных слов прилагательных, образованных ранее. В театральной игре приняла участие мама Кирилла Ч., которая сыграла роль суфлёра. С помощью суфлёра дети учились согласовывать числительные с существительными, называя картинки, которые показывала суфлёр (стул, кровать, стакан и так далее)
Отрывок театральной сказки.
Автор: Бежит мимо зайка длинноухий. Увидел теремок, остановился и спрашивает:
Зайка: «Терем, теремок, кто в тереме живёт?»
Мышка: Я мышка длиннохвостая.
Лягушка: Я лягушка пучеглазая, а ты кто?
Зайка: А я зайка длинноухий. Возьмите меня к себе жить.
Лягушка: Заходи, вместе веселее.
Автор: Стали они втроём жить.
Зайка: Теперь у нас три стула, три кровати, три подушки, три тарелки, три стакана.
Аналогично «приходили» к теремку мышка длиннохвостая, лягушка пучеглазая, лисица рыжехвостая, волк острозубый, медведь косолапый.
В итоге дети придумали свой конец сказки: звери пошли жить каждый в своё жилище – мышка в норку, лягушка в болото, заяц под кустик, лиса в нору, волк в логово, а медведь в берлогу.
Затем дети вышли на поклон и получили громкие аплодисменты родителей.
Подобная нестандартная форма занятия помогает совершенствовать речевые навыки детей в словообразовании, способствует развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления, память, а также воспитывает умения детей взаимодействовать друг с другом, контролировать речь свою и товарищей, а значит, способствует более успешной коррекции речевых нарушений. Родители получают примеры практических упражнений и игр для занятий с детьми в домашних условиях, становятся активными участниками коррекционного процесса наравне с педагогами и детьми.
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.