Краткая презентация АООП ДО ИН РАС МКДОУ ДСКВ № 3
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
Программа предназначена для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Цель программы:
Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая поддержка позитивной абилитации и социализации, развития личности ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением и расстройством аутистического спектра, развитие коммуникации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи программы:
- вызывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
- формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
- стимулировать звуковую и речевую активность;
- развивать фонематический слух, фонематические процессы;
- формировать основные мыслительные процессы;
- вырабатывать чёткую артикуляцию всех звуков, развивать произносительные навыки;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа ориентирована на формирование у ребёнка с интеллектуальным нарушением и РАС вербальных средств общения.
Вследствие тяжести нарушений в развитии ребёнка программа реализуется в течение всего периода пребывания ребёнка в группе, то есть с 5 до 7 (8) лет.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и/или вербальными средствами общения; благодарить за услугу, за подарок, угощение; адекватно вести себя в знакомой ситуации;
- адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих; проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям;
- сотрудничать с новым взрослым в знакомой игровой ситуации; положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда; самостоятельно участвовать в знакомых музыкальных и подвижных играх; самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
- положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке;
- проявлять некоторую самостоятельность в быту, частично владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
- положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для детей с тяжелой степенью умственной отсталости:
- здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку);
- взаимодействовать со знакомым взрослым в знакомой игровой ситуации; самостоятельно ходить;
- владеть элементарными навыками в быту;
- подражать знакомым действиям взрослого;
- проявлять интерес к сверстникам.
При реализации АООП для детей с интеллектуальными нарушениями и РАС, следует учесть, что степень достижения перечисленных ориентиров будет зависеть как от особенностей коммуникации ребенка с окружающим миром, так и от выраженности интеллектуальных нарушений.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания детей.
Задачи:
1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни МКДОУ "ДСКВ № 3 "Солнышко";
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива МКДОУ ДСКВ № 3 "Солнышко" и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, консультации, совместные праздники, акции, конкурсы, оформление родительских уголков, анкетирование, размещение информации на сайте МКДОУ ДСКВ № 3 "Солнышко" и инновационные формы: консультации через электронную почту, логопедический час, совместные проекты, родительская почта и другие.