Информация для родителей
Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Известный педагог К. Д.Ушинский писал: «Родное слово является основой умственного развития, сокровищницей всех знаний». Учёными доказано, что для развития речи, речевого общения, нужны не только биологические, но и социальные предпосылки, а именно, благоприятная речевая среда. Правильное звукопроизношение не появляется вдруг, а воспитывается в течение длительного времени под влиянием речи родителей и их педагогического воздействия, ведь первыми и самыми важными педагогами для ребёнка являются именно родители. Подробнее.
Буклет "Комплекс артикуляционных упражнений и самомассажа» 30.10.2021г
Артикуляционная гимнастика «Для мамочки» 22.11.2021г
Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков 27.12.2022г
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего развития и воспитания, в том числе и речевого. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к чтению, умение использовать в жизни полученные знания из книг, не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к чтению книг лежит через взрослых. Взрослые становятся посредниками между ребенком и книгой. Совместное чтение может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным.
Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться ею, один и тот же.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.
Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки, важно слушать. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны книги, в которых изображены картинки с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге совместно со взрослым или самостоятельно - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько они соответствуют начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц и др.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети часто запоминают стихи и вставляют подходящие рифмы во время пауз при чтении. Появляются первые попытки «инсценирования» сказок и отрывков из сказок с участием взрослых.
Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что в своей речи ребенок станет их употреблять, если у него будет возможность проговорить их, например, при ответах на вопросы.
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
- добавить слово, обозначающее какой-либо предмет, из хорошо знакомой сказки. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик» и т.п.;
- сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
- предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
- предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
- написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
- сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
- придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
- рассказать историю от лица любого героя или предмета;
- описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.
Можно вместе с ребёнком сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрацию. Это будет толчком для развития детского творчества.
Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает влияние на умственное и речевое развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу прививать детям любовь к чтению, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.
Публикацию статьи подготовила учитель-логопед Силкина Е.Н.
Логопедические занятия с детьми по развитию лексико-грамматических компонентов и связной речи я провожу в не стандартной форме, а в виде речевых практикумов и социально-коммуникативных тренингов. Выбранная форма, на мой взгляд, наболее соответстует ФГОС ДО.
Вот пример таких занятий, проведённых в рамках познавательно-творческого проекта "Модный показ в Москве" с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР).
Социально-коммуникативные тренинги, проведённые вместе с воспитателями группы компенсирующей направленности:
Квест – игра «Мы хотим узнать профессии» 25.12.2021г Видео к квест-игре
Данные конспекты могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители для занятий с детьми по развитию речи.
Презентация для занятий родителей с детьми 6-8 лет в условиях самоизоляции "Звуки и буквы К-Х" 28.01.2022г
Речевой практикум по формированию навыков связной речи у детей 6-8 лет "Родственные слова" 30.01.2022г
Акция "Подари улыбку миру" видео 18.02.2022г
Видеорепортаж волонтёров» (Районное МО "Волонтёрство в детском саду", авторы видео: воспитатель Камалеева Л.Ф., учитель-логопед Силкина Е.Н.) 21.02.2022г Волонтёрская деятельность Презентация 24.02.2022г
Конспект и презентация на конкурс «Путешествие Сибирячка в посёлок Куйтун» 15.03.2022г
Приемы нейростимуляции в работе с детьми 25.05.2022г
Автор: учитель-логопед Силкина Е.Н.
28 января 2021г состоялась онлайн-встреча с родителями на платформе ZOOM в рамках родительского клуба "Речь-ритм-движение" и проекта ДОУ "Мы вместе". Встреча была посвящена теме "Логоритмика" и организована специалистами ДОУ: учителем-логопедом Силкиной Е.Н., музыкальным руководителем Капраловой С.А. и инструктором по физической культуре Саприковой Е.А.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением звуков, слов, фраз. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Подробнее
Презентация "Логоритмика - средство развития детей"
автор: учитель-логопед Силкина Е.Н.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КНИЖКА-РАСКЛАДУШКА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 30.12.2022г
Игры всей семьёй 27.12.2022г
БУКЛЕТ "ЛОГОПЕД РАЗВЕИВАЕТ МИФЫ" 30.11.2022г
Буклет для родителей детей раннего возраста 30.11.2022г
Сенсомоторные приёмы стимулирования речи у малышей 30.11.2022г
«Как мозг управляет речью?» 31.10.2022г
«Ребёнок плохо говорит. А понимает ли он речь?» 10.10.2022г
Рекомендация родителям «Расскажи мне сказку» 29.05.2022г
Консультация для родителей «Подготовительный этап в коррекции звукопроизношения» 25.05.2022г
Консультация родителям «Как ребёнка подготовить к правильному восприятию звуков» 10.05.2022г
«Подскажи словечко»: актуализация словаря 12.04.2022г
Консультация для родителей «Психоциальная зрелость старшего дошкольника» 2.04.2022г
"Когда вопросы важнее ответов?" 27.02.2022г
«Как развивать навыки звукового анализа в дошкольном возрасте» 2.02.2022г
Играем в грамматику 24.12.2021г
Движение и речь 25.11.2021г
Игры для вызывания речи (ранний возраст или неговорящие дети) 27.10.2021г
Вредные привычки – причина речевых расстройств у дошкольников 26.09.2021г
Почему не закрепляется звук Р? 30.04.2021г
Что такое задержка речевого развития (ЗРР)? 28.04.2021г
Игры и упражнения для стимулирования речевой активности у детей с ЗРР 28.04.2021г
Советы учителя-логопеда Силкиной Е.Н. родителям детей раннего возраста 27.10.2020г
Консультация "Целебная сила произнесения/пропевания отдельных звуков" 25.10.2020г
Консультация учителя-логопеда "Йоговская гимнастика для детей" 23.10.2020г
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Подробнее.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Подробнее.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Подробнее.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Все упражнения желательно проводить с речевым или музыкально-речевым сопровождением.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом и речью ребёнка. Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ. Все пальчиковые игры развивают речь: обогащают словарь, общую осведомленность, способствуют развитию правильного произношения, формируют чувство ритма. Подробнее в статье учителя-логопеда Силкиной Е.Н.
Массаж мячиком детских пальчиков (презентация)
Автоматизация звуков в речи с помощью кинезиологических упражнений с пальчиками 22.03.2022г
автор: учитель-логопед Силкина Е.Н.
Звуки речи рождаются на выдохе. Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Прежде чем заговорить, нужно глубоко вдохнуть. Слова произносятся на выдохе. Это значит, что звуки речи получаются под действием воздушной струи. Если у нас заканчивается воздух, то нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее – все повторяется. Чтобы у ребёнка выдох был длительным, достаточным для появления звуков, нужно развивать длительную воздушную струю в форме игр. Выполняя игры - следить, чтобы щеки у ребенка не раздувались. Вдох через нос, выдох через рот! Сначала нужно дуть на вытянутые трубочкой губы, а через какое-то время на широкий язык на нижней губе.
Предлагаю игры с детьми на развитие речевого дыхания, чтобы ребенку было интересно:
«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
«Пёрышко». Предложить сдуть пёрышко с ладони.
«Листья летят». Сделать вдох через нос, сдуть листья с ладошки (игра на прогулке)
«Бабочка летит». Сдуть бумажную бабочку со стола.
«Прокати карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
«Кораблик плывёт». Ребенку предлагается сделать бумажный кораблик, опустить его в таз с водой и подуть на него, чтобы поплыл.
«Вертушки». Ребенку предлагается подуть на вертушку, имитируя «сильный ветер»).
«Узнай по запаху». Узнать по запаху яблоко среди других фруктов.
«Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох через рот.
«Птичка летает». Предлагается подуть на бумажную птичку, прикреплённую за ниточку.
«Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.
«Шарик воздушный летит». Предлагается подуть на воздушный шарик.
«Прокати шарик». Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который лежит на столе (например теннисный)
«Сдуй снежинку» (на прогулке). Сдувать снег с варежки.
«Свеча». Задуть свечу резким выдохом.
«Погрей руки». Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
«Забей гол». Предлагается подуть на кусочек ваты.
«Узнай по запаху». Узнать по запаху лук среди набора овощей.
«Согрей игрушку». Ребенок вдыхает через нос, и дуют на «замёрзшую» игрушку.
«Трубочка». Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из под сока, а вместо шариков можно использовать вату)
«Бурлящая вода». Предлагается подуть в воду через трубочку.
«Морские гонки». Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
Автор: учитель-логопед Силкина Е.Н.
Фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно. Фонематический слух включает в себя 3 операции:
• способность услышать и определить наличие данного звука в слове;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. (Л.С. Выготский)
Хорошо развитый фонематический слух - это фундамент для формирования красивой, правильной и чёткой речи. Умение воспринимать и различать на слух фонемы (звуки) имеет большое значение.
Развивать фонематический слух нужно по этапам. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Первый уровень - узнавание неречевых звуков
Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
Четвертый уровень - различение слогов
Пятый уровень - различение звуков
Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза звукового состава слова
Язык – мерило бытия нации, её нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает их воздействие и постигает, что может сам творить словом. Слово, речь – это целый мир, в котором мы постоянно пребываем. Подробнее