Интеграция логопедических занятий с экологическим воспитанием
Логопедические занятия носят развивающий и воспитывающий характер, причём развитие направлено не только на речь, но и на другие психические функции, которые тесно связаны с речью: внимание, восприятие, память, мышление и др. Экологическое образование также основывается на работе данных психических функций: ребёнок учится наблюдать, замечать, анализировать, сравнивать, объяснять, делать выводы.
Планирование логопедической работы с детьми основано на использовании лексических тем, которые в основном связаны с природой: овощи, фрукты, деревья, зимующие и перелётные птицы, дикие и домашние животные и другие. Таким образом, используется естественнонаучный подход, когда дети получают знания и представления, позволяющие им не только ориентироваться в окружающем мире, но и развивать речь. Известно, что с раннего возраста ребёнок сначала накапливает словарный запас на основе наблюдений предметов и явлений в окружающей его среде, а затем выражает свои мысли словесно. При изучении каждой лексической темы дети учатся образовывать слова, составлять предложения и рассказы по сюжетным картинкам с природной тематикой, упражняются в ведении диалогов, заучивают стихи и скороговорки с экологическим содержанием.
Вниманию родителей и педагогов ДОУ было представлено открытое занятие по экологии с детьми логопедической группы и их родителями.
В данном занятии были интегрированы все образовательные области и разные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, речевая. Так, при выполнении игровой артикуляционной гимнастики дети узнали, что капельки воды появляются из тучки. Чтобы собрать все капельки, дети подбирали слова-действия, отвечая на вопрос «Что можно делать с водой?». В ходе дидактической игры «Кому нужна вода?» дети называли слова по картинкам и объединяли их обобщающим словом.
Из игрового фильма «Сказ о воде и правде», который сняли иркутские авторы, дети узнали, что вода в озере Байкал может погибнуть или исчезнуть, потому что люди бросают мусор, загрязняют воду и там появился «Вреднюка» (так мы его назвали). Тогда дети придумали, как победить «Вреднюку»: нужно очистить воду и беречь её. Дети подбирали ласковые слова, от которых появилось яркое солнце, а Вреднюка исчез. Все капельки устремились вверх к солнцу, и появилось белое облако, которое дети сделали из воздушных шаров.
Каждый ребёнок вместе со своей мамой в течение всего занятия составлял карту «Путешествие капельки воды», выполняя аппликацию. Дети наклеивали на альбомный лист тучку, капельки, ручей, озеро, солнце, облако, которые получали в результате правильных ответов на вопросы, образовании слов или составлении предложений. В итоге у каждого ребёнка получилась схема круговорота воды в природе.
Данное занятие было насыщено речевым материалом, способствующим развитию навыков словообразования, мыслительной деятельности, пространственной ориентировки. Для предупреждения переутомления и коррекции двигательной сферы, а также для реализации естественной потребности детей в движении использовались: подвижные игры «Прыг-скок», «Ручеёк», свободные движения с шарами под музыку «Облака - белогривые лошадки».
Детская рефлексия, проведённая в игровой форме, показала, что некоторые дети испытывали затруднения в пространственной ориентировке, задании на слуховое внимание и восприятие.
Взрослые отметили, что получили нужные знания по развитию речи, психических функций у детей, отметили для себя, какие затруднения наблюдаются у детей.
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.