Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Значение чтения в речевом развитии детей

Значение чтения в речевом развитии детей

28.09.2021  |  Просмотров: 106

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего развития и воспитания, в том числе и речевого. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к чтению, умение использовать в жизни полученные знания из книг, не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к чтению книг лежит через взрослых. Взрослые становятся посредниками между ребенком и книгой. Совместное чтение может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным.

Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться ею, один и тот же.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки, важно слушать. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны книги, в которых изображены картинки с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге совместно со взрослым или самостоятельно - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько они соответствуют начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц и др.

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети часто запоминают стихи и вставляют подходящие рифмы во время пауз при чтении. Появляются первые попытки «инсценирования» сказок и отрывков из сказок с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что в своей речи ребенок станет их употреблять, если у него будет возможность проговорить их, например, при ответах на вопросы.

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

- добавить слово, обозначающее какой-либо предмет, из хорошо знакомой сказки. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик» и т.п.;

- сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

- предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

- предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

- написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

- сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

- придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

- рассказать историю от лица любого героя или предмета;

- описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Можно вместе с ребёнком сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрацию. Это будет толчком для развития детского творчества.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает влияние на умственное и речевое развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу прививать детям любовь к чтению, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

Публикацию статьи подготовила учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы