Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Воспитатели /Старший воспитатель /Консультация для воспитателей "Тревожный ребенок"

Консультация для воспитателей "Тревожный ребенок"

29.04.2016  |  Просмотров: 54

Тревога – это эмоция, связанная с  чувством опасности, знакома каждому. Мы тревожимся о здоровье близких, о работе, об отношениях в семье и о хлебе насущном. Мы тревожимся  каждый день, и чаще всего это вполне нормальная «адаптивная тревога», которая необходима человеку для эффективного приспособления к действительности. Но так хочется, чтобы тревог стало меньше!

Особенно больно видеть, когда маленькие дети страдают от чрезмерной устойчивой тревожности. Дошкольники переживают тревогу очень остро. Это связано с тем, что их жизненный опыт очень мал, поэтому подготовиться к той или иной ситуации сложно. По мнению психологов и врачей, высокая тревожность мешает нормальному развитию детей, может привести к возникновению неврозов и психоматических расстройств.

Воспитатели по опыту знают, как тяжело приходится тревожному ребенку в детском саду: и привыкает он к новым условиям трудно, и на занятиях боится ошибиться, и в отношениях со сверстниками не уверен в себе. Тревожный ребенок склонен к низкой самооценке, а при возникновении трудностей чаще выбирает стратегию их избегания, а не преодоления: «У меня получится». Такая позиция особенно остро может аукнуться в школе.

Попробуем разобраться, почему возникает такая проблема и как помочь ребёнку и его семье.

Сначала о терминах «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, индивидуальная психологическая особенность, повышенная склонность к беспокойству в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.  Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность.

Понятия «Тревожность» и «Страх» так близки, что в долгое время в философии не разграничивались и описывались под общим названием «Страхи».

Признаки тревожности видны, что называется невооружённым глазом: дети пугливы, испытывают страх перед всем новым, непривычным, с трудом адаптируются к детскому саду, долго привыкают к воспитателям; они не уверены в себе, часто выглядят скованными, напряжёнными, словно всё время ожидают неприятностей, критики; часто пассивны и быстро утомляются, однако обычно очень ответственны.

Факторы, влияющие на возникновение высокой тревожности у детей:

  • Генетическая предрасположенность и особенности здоровья
  • Перинатальный «опыт» ребенка
  • Нарушение ранних детско - родительских отношений
  • Повышенная тревожность взрослых, окружающих ребенка в семье
  • Неадекватный стиль воспитания в семье
  • Завышенные требования со стороны родителей и педагогов
  • Нарушение общения со сверстниками

                                                                Как помочь тревожному ребенку?

                                                                  (рекомендации воспитателям)

Во - первых, наладить эффективное взаимодействие с семьёй ребенка (необходимо помнить о доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями). Родителям тревожных детей крайне необходима тактичная психолого - педагогическая поддержка. Распечатайте раздаточный материал по теме, положите листовки на шкафчик, разместите статьи на данную тему на сайте детского сада.

При общении с родителями, обеспокоенными  эмоциональным состоянием ребёнка, избегайте фраз, которые могут привести к конфликту.

Во-вторых, важно повышать самооценку тревожного ребенка, укреплять его уверенность в себе. Для этого:

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
  • Ежедневно отмечайте его успехи, в присутствии других не предъявляйте к ребенку завышенные требования, как дома, так и на занятиях.
  • Доверяйте ребенку, давайте ему мелкие поручения; если замечаете неуверенность, пригласите ему в помощь товарища по группе.
  • Обращайте внимание на ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу, учите его различным способам решения.
  • Не сравнивайте с другими детьми, не позволяйте детям сравнивать достижения друг друга, учите их в каждом человеке видеть то, за что его можно ценить.

В - третьих, важно научить ребенка снимать мышечное и эмоциональное напряжение, чтобы чувствовать себя комфортно.

                                                                     Источник информации: журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2016

Наверх страницы