Консультация для воспитателей "Тревожный ребенок"
Тревога – это эмоция, связанная с чувством опасности, знакома каждому. Мы тревожимся о здоровье близких, о работе, об отношениях в семье и о хлебе насущном. Мы тревожимся каждый день, и чаще всего это вполне нормальная «адаптивная тревога», которая необходима человеку для эффективного приспособления к действительности. Но так хочется, чтобы тревог стало меньше!
Особенно больно видеть, когда маленькие дети страдают от чрезмерной устойчивой тревожности. Дошкольники переживают тревогу очень остро. Это связано с тем, что их жизненный опыт очень мал, поэтому подготовиться к той или иной ситуации сложно. По мнению психологов и врачей, высокая тревожность мешает нормальному развитию детей, может привести к возникновению неврозов и психоматических расстройств.
Воспитатели по опыту знают, как тяжело приходится тревожному ребенку в детском саду: и привыкает он к новым условиям трудно, и на занятиях боится ошибиться, и в отношениях со сверстниками не уверен в себе. Тревожный ребенок склонен к низкой самооценке, а при возникновении трудностей чаще выбирает стратегию их избегания, а не преодоления: «У меня получится». Такая позиция особенно остро может аукнуться в школе.
Попробуем разобраться, почему возникает такая проблема и как помочь ребёнку и его семье.
Сначала о терминах «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, индивидуальная психологическая особенность, повышенная склонность к беспокойству в различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность.
Понятия «Тревожность» и «Страх» так близки, что в долгое время в философии не разграничивались и описывались под общим названием «Страхи».
Признаки тревожности видны, что называется невооружённым глазом: дети пугливы, испытывают страх перед всем новым, непривычным, с трудом адаптируются к детскому саду, долго привыкают к воспитателям; они не уверены в себе, часто выглядят скованными, напряжёнными, словно всё время ожидают неприятностей, критики; часто пассивны и быстро утомляются, однако обычно очень ответственны.
Факторы, влияющие на возникновение высокой тревожности у детей:
- Генетическая предрасположенность и особенности здоровья
- Перинатальный «опыт» ребенка
- Нарушение ранних детско - родительских отношений
- Повышенная тревожность взрослых, окружающих ребенка в семье
- Неадекватный стиль воспитания в семье
- Завышенные требования со стороны родителей и педагогов
- Нарушение общения со сверстниками
Как помочь тревожному ребенку?
(рекомендации воспитателям)
Во - первых, наладить эффективное взаимодействие с семьёй ребенка (необходимо помнить о доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями). Родителям тревожных детей крайне необходима тактичная психолого - педагогическая поддержка. Распечатайте раздаточный материал по теме, положите листовки на шкафчик, разместите статьи на данную тему на сайте детского сада.
При общении с родителями, обеспокоенными эмоциональным состоянием ребёнка, избегайте фраз, которые могут привести к конфликту.
Во-вторых, важно повышать самооценку тревожного ребенка, укреплять его уверенность в себе. Для этого:
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
- Ежедневно отмечайте его успехи, в присутствии других не предъявляйте к ребенку завышенные требования, как дома, так и на занятиях.
- Доверяйте ребенку, давайте ему мелкие поручения; если замечаете неуверенность, пригласите ему в помощь товарища по группе.
- Обращайте внимание на ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу, учите его различным способам решения.
- Не сравнивайте с другими детьми, не позволяйте детям сравнивать достижения друг друга, учите их в каждом человеке видеть то, за что его можно ценить.
В - третьих, важно научить ребенка снимать мышечное и эмоциональное напряжение, чтобы чувствовать себя комфортно.
Источник информации: журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2016