Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39

«Снежные слова»

26.12.2016  |  Просмотров: 245

                                  «Копилка родственных слов»:

                                           «Снежные слова»

Родственные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу. Умение подбирать родственные слова не только способствует расширению словарного запаса детей, приучает вдумываться в смысловое значение слов, развивает навыки словообразования, но и поможет детям в школе при изучении таких тем и правил русского языка, как «правописание безударных гласных», «корень слова», «однокоренные слова» и др. Таким образом, знакомство дошкольников с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе.

Игровые упражнения помогают привлечь детей к активному участию в процессе словообразования и обогащения словарного запаса. Если у ребёнка есть мотивация - стремление понять смысл слова, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление, то он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи. Для этого использую речевую традицию «Копилка слов», наглядные и интерактивные методы и приёмы.

 

Осенью мы с детьми логопедической группы собирали в «Копилку» слова, которые можно сказать со словом овощной. А перед новым годом при изучении лексической темы «Зима. Зимние забавы» дети познакомились с «Копилкой слов» по теме «Снежные слова». Предлагаю родителям закрепить речевой материал с детьми, выполнив следующие задания:

1.     Прослушать стихотворение  И. Лопухиной «Снег» и постараться запомнить все «снежные слова» (слова, в которых говорится про снег)

2.     Предложите ребёнку назвать все слова с одинаковой частью «снег», которые встретились в стихотворении (снег, снежинки, снегопад, снежки, снежный, снежок, снеговые, снежная королева, снеговик, снегурка, снегири, снегокат, снегоход). Какая общая часть есть во всех словах? (снег) Если ребёнок затрудняется самостоятельно назвать эти слова, то предложите прослушать стихотворении ещё раз с установкой на запоминание.

3.     Выполните вместе с ребёнком задания в презентации «Снег, снег, снег»:

а)      Отгадать загадку.

б)      Упражнение «Подбери слова к схеме»

- Слово-предмет, но не главное (не слово снег), например, снежинка  (снегурка, снегири, снеговик)

- Слово-действие с корнем снег: (что делает?) снежит

- Слово-признак с корнем снег (Какой дом из снега? Какая гора из снега? Какие тучи, из которых идёт снег?) снежный, снежная, снеговые.

- Сложное слово, образованное от слияния двух корней:

  Когда снег падает, что это? (снегопад),

  По снегу катится, что это? (снегокат),

  По снегу ходит? (снегоход)

в)      Упражнение «Найди лишнее слово»

«Кидай» снежком только в родственные слова к слову СНЕГ, вот и найдёшь лишнее слово.

Почему слово мороженое не подходит ко всем остальным словам?

г)      Упражнение «Добавь словечко» («Белая песенка» слова Л.Петровой)

Вспоминай «снежные» слова и добавляй подходящие по смыслу.

Невесомые …  (снежинки)

Превратились в … (снегопад).

На дорожки, на скамейки

Мухи белые летят.

Мальчик лепит … ком.   (снежный)

Станет ком …  . (снеговиком)

Малыши в … играют,   (снежки)

Кто-то строит … дом.  (снежный)

А в кормушке …  (снегири)

Зёрна с крошками нашли.

Бело … сугробы   (снежные)

Все дорожки замели.

Прячутся …    (подснежники)

Под сугробы … (снежные)

А … с мешком   (снегурочка)

Посыпает всех … (снежком)

д)      Упражнение «Посчитай снежинки»

Считай снежинки и чётко проговаривай окончания слов (одна снежинка, две снежинки, три снежинки и т.д.)

4.     Раскраска «Снежные слова».

Сохраните изображение на свой компьютер, распечатай на принтере. Предложите ребёнку раскрасить картинку, назвать «снежные» слова.

5.     Придумайте вместе с ребёнком небольшую волшебную историю по раскраске, которая будет начинаться так: «Однажды зимой перед Новым годом …»

Наверх страницы