Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Игры для развития речи /Игровые приёмы развития фонематического слуха

Игровые приёмы развития фонематического слуха

05.12.2014  |  Просмотров: 64

         Игровые приёмы развития фонематического слуха у детей

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей является недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный различать  и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные, на звонкие и глухие, на твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие и другие. С помощью фонематического слуха мы их различаем. Фонематический слух помогает нам узнавать звуки.  Если вы хотите проверить у ребёнка состояние фонематического слуха, то уже с 4 - 5 лет можно поиграть с ребёнком в игру «Внимательные ушки». Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, если в слове будет звук [р]: лак, рот, вата, речка, лейка, ложки, рожки, и не хлопать в ладоши, если в слове этого звука нет. 

У ребёнка способность различать звуки речи возникает гораздо раньше, чем способность их произносить. Фонематический слух начинает формироваться на первом году жизни и развивается на протяжении четырёх лет. При правильном развитии речи фонематический слух не требует специального обучения. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение.
Даже лёгкие отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением.
Нарушение фонематического слуха может выражаться в:

  • недостаточном различении и узнавании только тех звуков, произношение которых нарушено;
  • недостаточном  различении  значительного количества звуков при относительно сформированном их произношении (ребёнок затрудняется в различении даже тех звуков, которые произносит правильно). И только применение специальных логопедических приёмов помогает вскрыть данное нарушение, а затем исправить. Обычно это проявляется в 1-2 классе, когда ребёнок путает буквы при чтении и письме.
  • глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить звуки из состава слова (назвать есть ли заданный звук в слове, назвать первый ударный гласный или последний согласный звук), определить последовательность звуков в слове.

                        Причинами нарушения фонематического слуха могут быть:
1. Нарушение в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аденоиды, короткая уздечка и другие)
2.  Недостаточная подвижность языка, губ, мягкого нёба.
В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, когда нечёткие артикуляции звуков, формируют нечёткие слуховые образы в головном мозге и задерживают формирование фонематического слуха.
3. Неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом.

В этом случае у ребёнка формируются неправильные слуховые образы. Так родители сами создают у ребёнка фонематическое недоразвитие.
4. Подражание людям с неясной и косноязычной речью.
5. Двуязычие в семье.
В этом случае головной мозг ребёнка, а именно речеслуховой отдел не знает какой эталон выбрать, ребёнок признаки звуков одного языка переносит на другой. Поэтому не нужно в раннем возрасте обучать ребёнка другому языку, если наблюдается речевое недоразвитие.
6. Снижение слуха.
Снижение слуха препятствует формированию чётких слуховых образов и четкой артикуляции звуков, а следовательно вызывает недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух может быть нарушен первично, тогда он будет причиной неправильного звукопроизношения.
Контроль над речью осуществляется с помощью разных анализаторов: слухового, кинестетического, тактильного, зрительного. Мы воспринимаем окружающий мир с помощью зрения (зрительный анализатор), слуха (слуховой анализатор), осязания (тактильный анализатор), обоняния,  вкуса. Для речи очень важен кинестетический анализатор - это ощущения от движений языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук был произнесён. Слуховой же контроль действует в момент произнесения и человек может заметить ошибку. Чтобы устранить ошибку ему нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её (это кинестетический контроль).
У ребёнка с нарушение фонематического слуха слуховой контроль нарушен, поэтому на него нужно опираться в последнем случае. На первое место встаёт зрительный анализатор. Поэтому выполнять все логопедические упражнения и задания нужно перед зеркалом, привлекать внимание ребёнка к правильной артикуляции звуков: «Посмотри, где язык, что делают губки, какая щель между зубами».

Кинестетический анализатор в том случае будет опорой и поддержкой в работе, если чётко объяснять ребёнку артикуляцию звука, например, приоткрой рот, сделай язык «чашечкой», занеси «чашечку» в рот, вытяни губы вперёд «бубликом», подуй в «чашечку». Какой звук получится? Затем повторить тоже самое, но с закрытыми глазами, тогда обостряются ощущения от движения органов артикуляции.
Тактильный анализатор помогает различать такие признаки звуков, как звонкость - глухость («Приложи руку к горлышку и почувствуй, дрожат голосовые связки или нет»); почувствовать силу и длительность воздушной струи («Держи руку около рта, произнеси звук [с] и скажи, как ветерок выходит изо рта: длительной струйкой или короткой, толчком; холодный или тёплый ветерок»)
Слуховой контроль над звукопроизношением сначала формируется в чужой речи, а затем в собственной. Если ребёнок сказал слово с ошибкой, а затем сам себя поправил, то с уверенностью можно сказать, что фонематический слух развивается.
                                    

                                Этапы развития фонематического слуха:
      

          1. Подготовительный этап «Узнавание неречевых звуков»


На этом этапе у ребёнка развивают способность узнавать и различать звуки окружающей среды: различные шумы – топот, шелест, свист, шуршание, гудки, звуки леса, звуки в комнате, на улице, звуки музыкальных инструментов, строительных инструментов. Эти звуки обостряют физический слух. Пример, часы в комнате висят давным-давно, все привыкли к их звуку, но вот приехавшему гостю они не дают уснуть.
Игры на портале «Мерсибо»: «Загадки звуков», «Кто сказал му», «В гостях у жучков». Там есть игры с музыкальными инструментами, звуки животных.
       

        2. Различение одинаковых звуков, слов и фраз по высоте, силе и тембру голоса.

Игра «Кто сказал «АУ!».

Участвует в игре несколько человек. Ребёнку завязывают глаза или он отворачивается. Все участники по очереди говорят «АУ!», а ребёнок отгадывает, кто это сказал. Можно изменять голос, интонацию. Или как вариант, мама изменяет голос: говорит как мышка тоненьким голоском, как медведь низким голосом или как волк с завыванием. Ребёнок угадывает, кто сказал: мышка, медведь или волк.
Игра «Три медведя».

Прочитать или рассказать ребёнку сказку, а затем поиграть в театр. Произносить фразы Михаила Ивановича грубым голосом, Мишуткины – тонким высоким голосом, а за Настасью Петровну говорить нормальным голосом.

Игры «Тихо-громко» (произнести звук, слово или предложение тихо, затем громко), «Далеко-близко» (позвать котёнка, если он далеко – громко, если близко - тихо).
        

          3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «Запомни-повтори» (или разложи картинки).

Взрослый называет 2, 3 или 4 слова, а ребёнок повторяет в той же последовательности. Например, крыша-крыса, крыса-крыша, крыса-крыша-крыса или лак-рак-мак, рак-лак-мак, мак-рак-лак и т.д.
Игра «Узнай ошибку».

Инструкция: «Я буду говорить правильно и неправильно, а ты хлопни, когда я скажу правильно». Картинка «вагон». Слова: вагон, вакон, фагон, вагом. Картинка «крыша» -  сапка, фапка, хапка, шапка, сяпка, тапка, шапка.
Игры на портале «Мерсибо»: «Правильный банан», «Любовь-морковь» (на развитие чувства рифмы, внимания): собака, пальчик, зайчик, мальчик - какое слово звучит не в рифму (собака), весы, часы, усы, утка (весы).
        

             4. Различение слогов
Сначала ребёнку предлагается повторить цепочки одинаковых слогов (из 2х, 3х, 4х слогов). А затем игра «Один лишний». Ребёнок за взрослым повторяет цепочку слогов, затем называет лишний слог (отличающийся от других): на-на-на-па, па-па-па-па-ба (все гласные одинаковые, меняется согласный). Затем усложняем: на-но-на (меняется гласный звук).
Игры на портале «Мерсибо»: «Свинки-копилки», «Две принцессы»


         5. Различение звуков
Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков: а, о, у, и, э, ы (6 звуков, я-е-ё-ю-это буквы), затем переходить к согласным.
Игры на портале «Мерсибо»: «Волк и овцы», «Бедный дракончик», игры «5 китайских братьев», «Меткий стрелок» и другие.
Определять позицию звука в слове помогут игры: «Находчивая буква», «Угадайка». Работа со схемой слова помогает осознать положение звука в слове, закрепить зрительно.
Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
               Мама с бочками пошла
               По дороге вдоль села.
                                                          Писем мы не написали,
                                                          Тучку  целый день искали.
Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «М»:
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра с мячом.

Взрослый произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если он звука не услышит - отбить мяч.
Более сложный вид звукового анализа – это преобразование слов путём замены звуков (букв), слогов:
Игра «Превращение слов».

Превратим бак в быка: какой звук нужно заменить? В слове дом замени звук «о» на «ы», какое слово получится? (дым).
Игра «Какой звук потерялся?» (крот-кот)


На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.
Фонематический слух и звуковой анализ слова составляют фонематическое восприятие, которое лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в школе.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Наверх страницы