Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39

Игры с буквами

30.05.2019  |  Просмотров: 66

Общая цель игр - формирование умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву.
Продолжительность игры не должна превышать 5-7 минут. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
                                                                     Игры с буквами, написанными мелом на доске
Эта группа игр не нуждается в предварительной подготовке. Необходимы лишь цветной мел и школьная доска, желательно зелёного цвета. (Доску и мел могут заменить лист бумаги и фломастер.)
«Покажи быстро!»
Цель. Развивать быстроту реакции, навык работы с указкой.
На доске нарисованы знакомые детям буквы. Вызванный ребёнок берёт указку и показывает буквы, которые называет педагог или другой ребёнок.
Если дошкольник хорошо знает буквы, его заинтересует скорость работы с указкой.
«Подчеркни букву в слове».
Цель. Развивать внимание, координацию движений.
Записать на доске какое-либо слово. Ребёнок находит в нём и подчёркивает названную взрослым букву.
«Дорисуй букву».
Цель. Развивать мышление, воображение, память.
Взрослый рисует на доске две-три вертикальные палочки. Ребёнок мелом другого цвета пририсовывает к палочке элементы задуманной им буквы и называет её.
Далее проводится аналогичная работа с палочками, расположенными на доске горизонтально и по диагонали.

Подробнее в публикации учителя-логопеда Силкиной Е.Н.

«Волшебники».
Цель. Развивать мышление, сообразительность.
Взрослый рисует на доске букву и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.
Превращения букв:
А-Л   3-В    к-ж    и-й     л-м    н-ч  р-ф   ц-щ    ш-щ     Э-0     Е-Ё,Г   П-Д, Г      г - т, р, ф       Ы - Ь, Ъ, Б      Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы  О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я
«Хлопушки - топотушки».
Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.
На доске написано пять букв. Взрослый объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.
Темп игры выбирает взрослый.
«Необыкновенные звёзды».
Цель. Развивать координацию движений, навык работы с указкой.
На доске нарисованы звёзды из стрелок и букв.
Ребёнок ставит указку на точку и, ведя ею по стрелкам, называет буквы.
«Какая буква лишняя?»
Цель. Развивать внимание, мышление.
На доске записаны ряды букв.
Л   Л   А   Л
К   К   М   К
Н   Ч   Ч   Ч
М   Л   М   М
Ю   О   Ю   Ю
Ребёнок зачёркивает лишнюю букву в одном из рядов и называет её.
«Вычёркивалки».
Цель. Развивать внимание, умение составлять из букв слово.
Первый вариант. На доске записаны в ряд буквы.
А Р Д А Н Т Н  Ы  Д
Ребёнок назвает и зачеркивает буквы, которые встречаются два раза, затем назвать оставшиеся буквы.
Второй вариант. На доске записаны ряды букв.
Р Д Ж Р Ы С Ж М С
К Л С И Л Н С О
У П И Ж Ж Л У К А В  В
Ребёнок называет и зачёркивает в каждом ряду буквы, которые
встречаются два раза. Затем из оставшихся букв составляет слова.
В первом ряду - «дым», во втором - «кино», в третьем - «пилка».
«Сколько в этом слове букв?»
Цель. Развивать внимание.
Взрослый записывает на доске слова с повторяющимися буквами: крик, каша, сосулька, молоко, вата, торт, кукуруза, лилия, ванна, дядя, дерево, болото, клюшка, кулак, дождь, вечер.
Ребёнок сначала читает слово, а затем отвечает на вопрос, например: «Сколько в слове «крик» букв К?» или «Какая буква два раза повторяется в слове «каша»?
«Сотри неправильную букву».
Цель. Развивать внимание.
На доске написано несколько букв и их зеркальное изображение.
Ребёнок зачёркивает или стирает неправильно написанные буквы.
«На что похожа буква?»
Цель. Развивать память, воображение.
Взрослый пишет на доске букву, называет её и спрашивает, на что она похожа. Ребёнок предлагает варианты. (Буква А похожа на гору со снежной шапкой, на шалаш, лесенку; Д - на дом со скамейкой, на корабль, старинную машину; Е - на сломанную расчёску; Ж- на бабочку, жука, бантик; П - на табуретку, ворота, планку для прыжков в высоту, на длинные ноги папы; Р - на флажок, фонарь, плачущую девочку; Т - на зонтик, гриб, штангиста; У - на улитку, ветку дерева; Ф - на сову, злого человека, стрекозу; Ш - на корабль с тремя парусами, на три цветка на лугу; Э - на сломанное колесо, на разинутый рот с высунутым языком.)
Взрослый или ребёнок превращает букву в изображение названного предмета.
«Какая буква убежала из слова?»
Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.
Взрослый записывает на доске слова с пропущенными буквами.
Для детей пяти лет - из трёх букв.
С.Р      Б.К     ДО.       .УБ
Для детей шести лет - более длинные слова.
Ребёнок поочерёдно вписывают в слова «убежавшие» буквы.
«Чем различаются буквы и чем они похожи?»
Цель. Развивать мышление и речь.
Взрослый записывает на доске группы из двух и трёх букв и спрашивает, чем различаются буквы в каждой группе и чем они похожи.
А Н     В Ф       Е Ё        Б Р Ь        Ш Щ Ц
«Прочитай только своё слово».
Цель. Развивать внимание, сообразительность.
Взрослый записывает на доске слова: сыр, йод, дым, лыжи, зуб, рак, торт, вес, ель, игра, пол, кот, газ, оса. Затем даёт задания: прочитать слово, которое начинается на букву 3; прочитать слово, которое заканчивается на букву Р; прочитать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву, и т.д.
В предложенных словах не должно быть двух слов, начинающихся на одну и ту же букву; более двух слов, заканчивающихся на одну и ту же букву.
                                                                           Игры с буквами, написанными на карточках
«Угадай, какая буква».
Цель. Развивать сообразительность и быстроту реакции.
Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Взрослый медленно отодвигает её, открывая букву, написанную на следующей карточке. Ребёнок отгадает эту букву.
«Назови букву».
Цель. Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.
Взрослый выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку, называет слово, которое начинается на эту букву. Взрослый должен отгадать букву, которая написана на карточке.
Если ребёнок затрудняется назвать слово, педагог ему помогает. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.
«Угадай букву».
Цель. Развивать фонематический слух.
Взрослый называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.
                                                                                      Игры с буквами на магнитах
«Какая буква пропала?»
Цель. Развивать зрительную память.
На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску, затем закрывают глаза (или отворачиваются). Взрослый убирает одну букву. Ребёнок  определяет, какая буква исчезла.
«Разбросанные буквы».
Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.
Ребёнок закрывает глаза. Взрослый располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх ногами» и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части доски.
Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней части доски в правильном положении.
«О какой букве я говорю?»
Цель. Развивать внимание.
На магнитной доске выложено несколько букв. Взрослый поочерёдно даёт описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У неё есть два кружочка: один справа, другой слева». Если ребёнок правильно назвал букву, педагог снимает её с доски.
Ведущим в игре может быть ребёнок.
«Вы согласны или нет?»
Цель. Развивать речь, умение отстаивать своё мнение.
Взрослый  выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Это буква К?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А это буква В? (Нет.) А как же называется эта буква?».
Взрослый выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или вступает в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)
                                                                                        Другие игры с буквами
«Пластмассовый конструктор».
Цель. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Если дети не знакомы с пластмассовым конструктором, взрослый показывает, как им
правильно пользоваться. Затем даёт задание - собрать из конструктора буквы.
Для четырёхлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, М, Н, О, С, Т, У.
Для пятилетних детей: В, Б, К, М, Р, X, Ч, 3, Ш.
Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, Ь, Э, Ю, Я.
Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою букву (или букву, которой не существует). Дайте ей название».
«Мозаика».
Цель. Развивать сенсорное внимание, воображение, умение различать основные цвета.
Взрослый предлагает каждому ребёнку выложить из мелких деталей мозаики определённую букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного цвета.
Младшие дети выкладывают графически несложные буквы, старшие - более сложные.
«Счётные палочки».
Цель. Развивать память, мышление, воображение.
Взрослый называет буквы, дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание детей на разные способы выкладывания одной и той же буквы. Например:
 «Кубики с буквами».
Цель. Продолжать учить слоговому чтению, развивать память.
Дети поочерёдно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нём буквы (или находят названную педагогом). Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.
«Разрезные буквы».
Цель. Развивать память, мышление.
Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две части и складывает
полученные детали в один конверт. Ребёнок получает конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.
Эту сложную игру следует проводить с детьми 6-7лет.
«Цветная проволока».
Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Взрослый раздаёт детям куски мягкой цветной проволоки (20-30 см) и предлагает сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, 3, И, М, У, Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.
Во время игры взрослый внимательно следит за дисциплиной, чтобы избежать возможного травматизма.
«Шнурки».
Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Взрослый раздаёт детям по одному цветному шнурку (20-30 см) и предлагает выложить на столе буквы.
Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.
«Мимика».
Цель. Развивать внимание и сообразительность.
Взрослый без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» взрослый, и показывают её на карточке.
Использованы материалы журнала «Ребенок в детском саду» № 5, 2008.

Публикация подготовлена учителем-логопедом Силкиной Е.Н.

Наверх страницы