Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /«Портфолио – средство развития и социализации ребёнка с ОВЗ»

«Портфолио – средство развития и социализации ребёнка с ОВЗ»

29.04.2019  |  Просмотров: 114

За последние годы значительно увеличилось количество детей, речевые нарушения которых уже в дошкольном возрасте ярко проявляются и не исчезают к концу дошкольного детства без специального коррекционного воздействия. Причём, эти речевые нарушения в своём большинстве не являются чисто речевой патологией, а носят вторичный характер. А первично наблюдается недоразвитие психических процессов, таких как мышление, внимание, память. Речь, как психическая функция, теснейшим образом связана с развитием этих процессов и формируется на их основе.

Речь служит средством общения, и поэтому, если ребёнок плохо говорит, то это сразу заметно всем. А вот что причиной речевого нарушения является недоразвитие психических процессов, часто взрослые даже не догадываются.

Ребёнок с задержкой развития психических процессов испытывает трудности:

- запоминания и сохранения в памяти какой-то информации, преобладает кратковременная память,

- трудности удержания внимания, большая отвлекаемость на внешние раздражители, внимание кратковременное,

- в мыслительной деятельности: трудности сравнения, обобщения, исключения лишнего, установления последовательности. Темп мышления замедлен, требуется больше времени на осмысление материала.

Ребёнок, на которого мной был составлен И.О.М., с хорошей критикой, он осознавал свои проблемы, потому отказывался от выполнения заданий, испытывал неуверенность в своих силах, боялся ошибиться, сказать или сделать неправильно, не доводил дело до конца, не прилагал усилий. Таким образом, у него постепенно начали происходить изменения в эмоционально-волевой сфере. Почему это происходит? Сказывается постоянный неуспех, отрицательные эмоции накапливаются, волевые усилия не формируются должным образом. Всё это может привести к нарушению общения и социализации в общество сверстников. Поэтому данному ребёнку требовалось не только логопедическое сопровождение, но и психологическое.

Понимая, что только логопедическими занятиями проблему не решить, я разработала маршрут для развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

Результат работы по индивидуальному образовательному маршруту я решила оформить и представить в виде портфолио ребёнка. Портфолио, как инновационная технология, появилась в дошкольном образовании сравнительно недавно. Портфолио  - это копилка личных достижений ребёнка, его успехов, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребёнка за определенный период времени, отслеживание его индивидуального прогресса в развитии. В этом случае портфолио является формой эффективной фиксации творческих достижений ребёнка.

Для ребёнка портфолио несёт мотивационную функцию, а именно повышает самооценку, самоценность, значимость всех выполняемых работ, показывает индивидуальность и неповторимость личности. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Содержание разделов заполняется  постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Портфолио может быть классическое, создаваемое в виде папок, книжек, альбомов, может быть электронное; и даже интерактивное, в котором ребёнок максимально активен. Он что-то раскрашивает, вырезает и приклеивает и т.д. Этот вид более удобен для родителей. Взрослые также включаются в ведение портфолио: помогают ребенку выбрать новые материалы для творчества. В этом случае портфолио является способом развития его способностей.

Традиционно 1 раздел «Познакомьтесь со мной». Здесь размещаются фотографии ребёнка и его высказывания о себе, например: «Я весёлый, добрый и хороший мальчишка. Мне уже 5 лет».

Второй раздел «Моя семья. Семья для ребёнка – это эмоциональный центр жизни, передатчик культуры, традиций, моральных ценностей. С раннего возраста ребёнок осознаёт связь всех членов семьи, но установить родственные связи часто затрудняется. А это очень важно.

Для этого я использовала игру «Семейная башня», которая есть в интерактивном портфолио. Варианты игры:

  1. Расположи всех членов семьи, как на моей башне. Игра развивает зрительное внимание и восприятие.
  2. Построй башню, расположи всех членов семьи сверху вниз от самого старшего до самого младшего или наоборот. Игра «Старше - младше» помогает установить возрастные отношения в семье.
  3. Игра «Кто где?»: назови кто над бабушкой, кто под папой, кто между дедушкой и мамой и т.д. Игра «Выше - ниже» направлена на пространственную ориентировку и употребление предлогов.
  4. Игра «Мемори»: переворачивать по одной карточке и находить одинаковые, так постепенно убирать одинаковые карточки (развитие зрительной памяти, внимания)

Семья - это основное звено, связывающее его жизнь с общественной средой. Эта связь прослеживается в высказывании ребёнка: «У меня есть семья: мама, папа, бабушка, дедушка. Пока у меня нет брата или сестры. Зато у меня уже много друзей!»

Друзья и сверстники для ребёнка – это естественная потребность. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств. Развиваются такие важные социальные чувства, как взаимопонимание, взаимоподдержка и взаимовыручка, что положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы. Всё это в дошкольном возрасте формируется в игре.

Игры я использовала разные: сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, во время которых старалась создать условия полноценного взаимодействия моего воспитанника со сверстниками, формирования у них дружеских отношений.

В процессе общения с ребёнком и его семьёй я узнала, что ребёнок любит путешествовать. Это отражается в его играх с железной дорогой, с конструктором. И даже в играх с детьми он стал создавать сюжеты с путешествиями: «А давайте поедем на машине …, на поезде …». Дети стали откликаться на его призыв, в результате стали появляться сюжетно-ролевые игры по типу режиссёрской игры. Я заметила, что у ребёнка появилась некая самостоятельность, инициативность, образность, что свидетельствует о развитии мышления.

В процессе постановки звуков мы с моим воспитанником путешествовали на самолёте (когда появился звук Л), на поезде со звуком Ч, на божьей коровке со звуком Ж (ведь в детстве всё возможно). В приёмной группы у нас оформлена стена путешествий «Экран звукопроизношения», где по мере появления звуков у детей, они отправляются в путешествия.

Однажды я познакомила ребёнка с маленьким принцем из сказки Антуана Экзюпери «Маленький принц» и мы отправились с ним в новое путешествие.

Маленький принц заинтересовал ребёнка, и он сам предложил сделать барашка для принца. Вместе с родителями они смастерили барашка из ватных палочек. По рассказам родителей ребёнку пришлось приложить немало усилий, терпения, чтобы довести дело до конца. Это было испытание для детской воли, мелкой моторики. Но зато, какую гордость он испытывал, когда принёс поделку в группу и все ребята с удивлением рассматривали барашка, а ребёнок рассказывал, как он его сделал и для кого.

Воспитатели и помощник воспитателя участвовали в реализации И.О.М. с ребёнком. Обязанности, выполняемые ребёнком  в группе, организуют его, прививают интерес и желание трудиться, помогать взрослым, дают кучу положительных эмоций, хотя и требуют приложения волевых усилий со стороны ребёнка. В процессе выполнения поручений в группе и дома, ребёнок вспоминал слова маленького принца: «Проснулся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Ребёнок познаёт мир с помощью разных органов чувств, поэтому я старалась задействовать все анализаторы для коррекции. В изготовлении пособий для игр активное участие принимал сам ребёнок. Так, он смастерил свою планету из кусочков цветной бумаги, которые сам аккуратно и терпеливо нарвал, а затем приклеил. Сам раскрасил и вырезал картинки для игр. Теперь он может познакомить с ними и своих друзей, и маленького принца (ведь он может когда-нибудь с ним встретиться!), и вас:

- игра «Собери картинки и назови одним словом» (группировка и обобщение предметов: животные, мебель, одежда и др., развитие мышления, внимания, памяти)

- игра «Исключи лишнее и объясни». Нужно убрать одну картинку, не подходящую по какому-либо признаку к другим, объяснить, почему не подходит. Игра развивает мышление и речь.

- игра «Что изменилось?». Ребёнку предлагается назвать картинки, закрыть глаза. В это время одна картинка либо убирается, либо переставляется, ребёнку нужно угадать, что изменилось. Игра на развитие зрительной памяти, внимания.

- игра «Запомни-повтори». Ребёнок называет картинки, а затем должен внимательно прослушать слова и повторить их в той последовательности, в которой сказал взрослый. Игра развивает слуховую память, произвольное внимание, речь, мышление.

- игра «Угадай предмет». Ребёнок прослушивает 3 признака, по которым угадывает предмет. Игра развивает слуховое внимание, мышление и речь. Впоследствии ребёнок сам придумывал свои загадки.

Интерактивное сопровождение маршрута осуществлялось через использование игр интернет-портала «Мерсибо». Родители играли с ребёнком с диска, я через интернет в игры «4 лишний», «Дружные гусеницы», «Моё ТВ», «Невнимательный художник» и др.

Каждый ребёнок любит рисовать, у моего воспитанника это не очень получалось, хотя стремление к рисованию было. Карандаши выпадали из рук, линии получались кривые, рука дрожала. Для развития моторики я использовала разные технологии: самомассаж кистей и пальцев рук, игры с массажными мячиками, грецкими орехами, карандашами, песком, счётными палочками и другими предметами. Рисовали на песке, на маркерной доске, двумя руками, с воспитателями, с родителями, участвовали в конкурсах. Использовала кинезиологию для развития межполушарного взаимодействия, биоэнергопластику для развития содружественных движений языка и пальцев рук.

Осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем по развитию ритма, мелодики голоса, слухового восприятия, звукоподражательные игры с пением, пение с движением, логоритмические упражнения под музыку и др.

Привлечение ребёнка к творчеству способствует развитию у него всех психических процессов, эмоций, волевых усилий, речи, моторики, воображения. Этот рисунок мы отправили на областной конкурс.

Родители активно поддерживают ребёнка, выполняют рекомендации воспитателей и специалистов ДОУ, принимают участие в делах группы, детского сада, участвуют в конкурсах.

Проведённая работа способствовала повышению у ребёнка самооценки, самовыражения, уверенности в своих силах. Воспитатели и родители в проведённом анкетировании отмечают рост в развитии психических процессов, повышение познавательной и речевой активности, интереса к разным видам деятельности. Подобный подход к ребёнку с ОВЗ позволяет не только преодолеть трудности в развитии речевой и психической деятельности, но раскрыться ребёнку как личности, быть успешным.

Впереди ему ещё столько нужно узнать, понять, сделать и осознать, что так интересно и здорово, жить на планете Земля.

Презентация "Портфолио дошкольника"

Игры для развиия речи и мышления (приложение к ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с ОВЗ

Автор: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы