Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Приёмы эффективной автоматизации звуков в речи детей

Приёмы эффективной автоматизации звуков в речи детей

27.05.2019  |  Просмотров: 54

Автоматизация - это длительный этап закрепления поставленного звука в речи, который должен быть строго организован в определённой последовательности: закрепление изолированного звука, затем закрепление этого звука в слогах, в словах, фразах, связной речи, в самостоятельной разговорной речи ребёнка.
    На произношении изолированного звука не стоит долго задерживаться, а следует переходить к включению этого звука в наиболее типичные для звучания звукосочетания. Однако переходить к автоматизации звука в слогах, словах нужно только после того, как получен правильный изолированный звук.
    Поставленный звук нужно обязательно закреплять в речи ребёнка, а не надеяться на то, что звук сам закрепится. В повседневной речи ребёнок ещё долго будет по-прежнему произносить свой старый звук. Это происходит потому, что ребёнок привыкает к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Для того, чтобы быстрее закрепился новый, поставленный звук, правильнее проводить различение этого звука с ранее произносимым (например, научиться отличать правильный звук Р от горлового произношения звука). Закреплять и различать звуки можно и нужно одновременно. Этап автоматизации звука можно считать законченным тогда, когда ребёнок правильно произносит «новый» звук в обычной разговорной бытовой речи.
    Часто бывает так, что у логопеда на занятиях ребёнок правильно произносит  звук, а за пределами кабинета логопеда в своей самостоятельной речи не употребляет. В этом случае говорят о «кабинетной речи». Поэтому необходима помощь родителей и воспитателей на этапе автоматизации звука. Нужен полный контроль всей речи ребёнка в разных жизненных ситуациях разными людьми. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять, просить ребёнка произнести правильно, напоминать ему, что нужно говорить правильно. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков, причём в более быстрые сроки, чем в том случае, если этого не делать или делать эпизодически, от случая к случаю.
    Закрепление звука в речи идёт гораздо быстрее, если используются приёмы с отвлечением на разные раздражители:
«Зрительный» - картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки и др.
«Кинестетический» - произнесение звука, слогов, слов с закрытыми глазами, концентрируясь на движениях органов артикуляции.
«Тактильно-мышечный» - ощущения от движений пальцев рук, письмо, моделирование букв, координация речи с движениями, логоритмика и др.
«Биоэнергопластика» - сочетание речи с движениями обеих рук одновременно.
«Театральный» - интонирование слогов, слов, фраз (произнеси вопросительно, удивлённо, с грустью, с восклицанием, с ударением (попали в Замок «Ударения») и др.)
Максимальное привлечение разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, двигательного, осязания) к автоматизации звука даёт лучший результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает свою речь, значит правильно говорит.
    У одних детей этап автоматизации происходит быстро (1-2 месяца), а у других длительно (от 3 до 5 месяцев). В чём секрет? Главный секрет успешной автоматизации звука - это положительные эмоции и интерес к занятиям со стороны взрослых и ребёнка! А если есть интерес, то появляется огромное желание добиться результата, который, как говорится, «не заставит себя ждать»!

Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы