Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Развитие речи детей с помощью сюжетно-ролевой игры

Развитие речи детей с помощью сюжетно-ролевой игры

27.02.2019  |  Просмотров: 47

Игра - один из видов человеческой деятельности. Она привлекает внимание людей разных профессий и разных возрастов. Для детей игра-это "спутник детства", основное содержание жизни, ведущая деятельность, которая тесно переплетается с трудом и учением. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд связанных между собой событий. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий, которыми связаны все участники игры.

В игре ребенок принимает на себя какую-то роль, обычно дети отождествляют себя с взрослыми, поступают как взрослые. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с каким-то конкретным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Сюжетно-ролевая игра, как правило, носит коллективный характер, а это  подразумевает общение через беседу, разговор. Таким образом, можно говорить о развитии речевых умений обусловленных игровой деятельностью. Слово помогает ребенку высказать свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Совместно с воспитателями мы организуем в группе для детей с нарушениями речи различные сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Библиотека» и другие. По лексической теме «Транспорт» была проведена сюжетно-ролевая игра «Автобус». Но данная игра была расширена и дополнена экскурсией, на которую ехали дети в музей. Поэтому в игре дети выполняли не только роли водителя, кондуктора, полицейского, но и экскурсовода. Кроме того, закрепляли дети речевые умения и знания не только по теме «Транспорт», но и по прошлой теме «Посуда», в ходе которой вместе с детьми и родителями было сделано пособие «Музей в чемодане «Ложкин дом».

Сначала дети сговорились, на чём они поедут в музей (это был их свободный выбор), а затем стали делать его из стульев. Если бы они договорились ехать на корабле или самолёте, то, конечно же, стали бы конструировать корабль или самолёт из кубов, стульев и другого. Затем дети распределили роли между собой и проговорили, кто и что будет делать. Роль взрослых здесь была направлена только на то, чтобы дети не только высказывали свои мнения, но и выслушивали мнения других детей. Так, в ходе игры не только повысилась речевая активность, расширился и уточнился словарный запас, развивалась диалогическая речь, но и развивались умения взаимодействовать между собой, договариваться, уважать друг друга. В ходе «поездки» дети неоднократно делали остановки и выходили поиграть, выполняли различные развивающие задания. В заключение поездки дети «посетили музей», где один из детей был в роли экскурсовода. Он рассказал про «Ложкин дом». Дети ему активно помогали и подсказывали, ведь экспонаты для музея в чемодане они собирали вместе с родителями. Таким образом, игра получилась не только развивающей, но и познавательной.

            Организация подобных игр с детьми в домашних условиях, будет способствовать закреплению у детей знаний и представлений, речевых навыков, полученных на занятиях в детском саду с логопедом и воспитателем.

Подробнее о сюжетно-ролевой игре в слайд-шоу воспитателя.

Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.

           

Наверх страницы