Родительская конференция "Из настоящего в будущее"
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи была проведена родительская конференция, посвящённая вопросам установления причин возникновения речевых нарушений у детей. Конференция была подготовлена и проведена педагогами группы: учителем-логопедом Силкиной Е.Н., воспитателями Панковец М.А. и Залага О.Н.
В норме развитие речи у детей происходит в процессе совместной деятельности с взрослым на основе подражания речи родных и близких ему людей, речи сверстников – это важнейший биологический механизм. Взрослые не обучают специально ребёнка речи. Он сам делает это на основе подражания. Но всё чащи стали возникать случаи, когда у ребёнка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения в речи от нормы. Почему? Ответ на этот вопрос был получен в ходе родительской конференции.
Установление причин возникновения речевых нарушений необходимо для того, чтобы осознать сегодня, что мешает нормальному речевому развитию ребёнка, устранить речевой недостаток и подготовить ребёнка к предстоящему в будущем школьному обучению. Поэтому конференция называлась «Из настоящего в будущее».
Родители узнали, что все причины подразделяются на биологические и социальные. Биологические причины связаны с воздействием вредоносных факторов в период беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка. Были подробно рассмотрены все вредоносные факторы органического и функционального характера: тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и хронические заболевания матери (краснуха, корь, грипп, паротит, герпес, цитомегаловирус, диабет, алкоголизм); затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, родовая травма, асфиксия; вирусные, инфекционные, соматические заболевания ребёнка до 3 лет, травмы головного мозга и другие. От учителя-логопеда Силкиной Елены Николаевны родители узнали о строении речевого аппарата, его функционировании, и о том, почему же именно речь нарушается очень часто при воздействии того или иного вредоносного фактора?
Педагоги и родители в ходе совместной работы установили социально-психологические причины, вызывающие нарушения речевого развития у детей. Работа с родителями проводилась в двух секциях, в форме заседаний круглого стола. Одна секция под руководством воспитателя Залага О.Н. определяла, какие социально-психологические причины могут вызвать речевое недоразвитие, а другая под руководством воспитателя Панковец М.А. - составляла тезисы «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей». В итоге родители рассмотрели и проговорили все возможные социально-психологические причины, которые в сочетании с биологическими причинами могут привести к задержке формирования речи или её нарушению. Вот некоторые причины, выделенные родителями:
- ребёнок слышит дефектное произношение и подражает ему;
- родители не следят за своей речью и говорят, например: «мы хОчим» вместо мы хотИм, телефон «звОнит» вместо звонИт, ляжь вместо ляг, побежи (вместо побегай), ребёнок им подражает;
- взрослые подлаживаются под речь ребёнка, сюсюкают с ним, поэтому у него, надолго закрепляется «детское произношение»;
- родители мало общаются с ребёнком (заняты работой, часто говорят по телефону, мало читают ребёнку, не беседуют с ним по прочитанному), у ребёнка словарный запас ограничен, он не может связно рассказать об увиденном или услышанном;
- дети долго сосут соски, пальцы, одежду, ихрот занят этими предметами, ребёнок мало разговаривает, до 3 лет пьёт из бутылочки, не умеет жевать;
- ребёнок часто болеет, родители сосредоточены на его болезни и предугадывают все его желания, речь ребёнка тормозится;
- острые и длительные психотравмирующие ситуации в семье, разлука с близкими, неровное воспитание со стороны родителей: один слишком строг, другой слишком мягок;
- ребёнок дышит загрязнённым воздухом, не получает достаточно витаминов и микроэлементов (например, фтор, йод), что приводит к задержке формирования определённых мозговых структур и речевому недоразвитию;
- ребёнок дышит ртом, потому что у него аденоиды или неправильный прикус, звуки произносит неправильно;
- многочасовое нахождение перед телевизором или компьютером заменяет общение с близким человеком, тормозит речевую активность у ребёнка.
Родители, которые работали во второй секции, составили тезисы, зачитали их и раздали всем родителям в виде памяток:
1. Говорите с ребёнком правильно, выразительно, чётко.
2. Речь развивается в общении. Поэтому постоянно с ребёнком беседовать, читать, выслушивать ребёнка, отвечать на вопросы, играть вместе.
3. Не допускать возникновения вредной привычки сосать палец, одежду, вовремя отучать от соски.
4. В семье вести здоровый образ жизни, закаливать ребёнка, ежедневно гулять на свежем воздухе, развивать физически, вовремя лечить, соблюдать режим дня.
5. Не допускать возникновения психотравмы, наладить эмоциональный контакт с ребёнком, ровное, гармоничное воспитание в семье, своевременное обращение к психологу или психиатру.
6. Активно отдыхать на свежем воздухе: прогулки в парк, лес, на водоём. Здоровое питание, насыщенное витаминами и микроэлементами.
7. Предупреждать или лечить аденоиды, развивать носовое дыхание через дыхательную гимнастику, полоскание носоглотки.
8. Ограничивать просмотр телевизора и игры на компьютере: до 40 минут подряд 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.
В продолжение родительской конференции перед родителями выступила Анна Михайловна - мама, ребёнок которой посещал нашу логопедическую группу, а сейчас успешно обучается в школе. Она поделилась своим опытом занятий с ребёнком по развитию речи, рассказала об участии всех членов семьи в устранении речевого недоразвития у её сына. Рассказала о его успехах в школьном обучении: учится на 4 и 5, обучается в музыкальной школе, не испытывает проблем на уроках русского языка и чтения. А ведь при поступлении в логопедическую группу он в 5 лет неправильно произносил 12 звуков, затруднялся различать звуки на слух, имел недостаточный словарный запас. Анна Михайловна с благодарность отзывалась о педагогах группы, которые приложили много усилий для исправления речевого нарушения у её сына. Родителям Анна Михайловна пожелала терпения, усердия в занятиях с детьми, взаимопонимания с педагогами.
Воспитатель Панковец М.А. провела для родителей консультацию «Читайте детям правильно», где рассказала, почему детям необходимо читатькнижки. Марина Александровна провела игру с родителями «Знаете ли вы сказки?», в ходе которой родители прослушивали шуточные задания и определяли, о какой сказке идёт речь. Затем воспитатель раздала родителям буклеты «Как выбирать книги для ребёнка».
При завершении родительской конференции учитель-логопед Силкина Е.Н. подвела итог, где обобщила всё сказанное родителями и педагогами в ходе работы конференции:
- Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, и без специально организованной коррекционной работы прочно закрепляется. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его психику, затрудняя обучение в школе.
- Логопедическая работа эффективна, если она систематически проводится разными людьми (комплексно): воспитателями, педагогами в детском саду, дома родителями, при обязательной медицинской помощи врачей – специалистов (невролога, психиатра)
- Должны учитываться особенности каждого ребенка, то есть работа по воспитанию правильной речи строго индивидуальна.
Педагоги пожелали каждому родителю быть другом и помощником своему ребёнку, вместе с ним совершенствовать и свою речь, а затем поблагодарили за активное участие в работе конференции.
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.