Роль родителей в речевом развитии детей
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:
1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, так как торопливая речь непонятна и трудна для детей.
5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: «ну вот», «так сказать», «значит».
6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание детских книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на вопросы родителей полными предложениями, а не однословно "да", "нет".
Гуляя с детьми, родителям следует обращать внимание на явления природы. Например, зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.
К речи детей должны предъявляться единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать занятия и консультации педагогов детского сада. В нашем детском саду создан консультативный пункт, где родители могут получить от педагогов ответы на интересующие их вопросы. Подробнее можно узнать на сайте нашего ДОУ.
Чтобы речевое развитие протекало в соответствии с возрастом ребёнка, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи высокой культуры речи.
Советую прочитать консультацию о нормах речевого развития детей в соответствии с возрастом.
Учитель-логопед Силкина Е.Н.