Игровая поддержка развития грамматического строя речи у детей в условиях семьи
У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи: дети неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. Своевременное развитие грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо следить за формированием грамматики у детей уже в дошкольном возрасте.
Предложенные задания проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки". Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово, а затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка стремление заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.
Игры на словообразование
«Волшебная палочка» («Назови ласково» или «сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -… и т.п.
«Человек - гном - великан» дом - домик - домище, стол - столик - столище, рука - ручка - ручища, нога - ножка - ножища, заяц – зайчик - зайчище, снег – снежок - снежище… и т.п.
Подробнее в публикации учителя-логопеда Силкиной Е.Н.
«Чей, чья, чьё, чьи?» Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Накидка из соболя … Плед из шерсти верблюда …
«Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега …
«Веселый поварёнок» Варенье из вишни… Пирог из слив… Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -…
«Где хранится?» хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …, перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…
«Назови детенышей», «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).
«Скажи ласково» Черный - черненький Холодный -… Новый -… Лёгкий -… Сладкий -… Грязный -… Добрый -… Тонкий -… и т.п.
«Что делает» Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (машина и гараж) Назови действия: ходит – уходит – заходит – переходит – входит, машина – едет - подъезжает - заезжает - переезжает, корабль – плывет - переплывает - уплывает, самолет – летит, перелетает, подлетает…
«Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).
Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…
Игры на словоизменение
«О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…
Дай полные ответы на вопросы (употребление существительных в творительном падеже) Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?
«Один-много». Стол - столы, стул - стулья, окно- окна, ...
«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…
«Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже) В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много мячей, не одна кукла, а много…
В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.
«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.
«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)
Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
«Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…».
У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты.
У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей. У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков. Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.
«Про что можно сказать…» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе) Большой - … (стол, нос, палец…); большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - …
«Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно
В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
«Измени предложения по образцу»: Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …Он хочет есть – они …
«Незнайка» (составление предложений по опорным схемам).
Незнайка перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)
«Прятки» Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом).
Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»
«Добавь словечко» Правильно ли я сказала?
Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор.
Брат пришёл … школы. Береза растёт … дома.
Ложка упала … стола. Спортсмен добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит ... гараже.