Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Игровая поддержка развития грамматического строя речи у детей в условиях семьи

Игровая поддержка развития грамматического строя речи у детей в условиях семьи

30.05.2019  |  Просмотров: 68

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи: дети неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. Своевременное развитие грамматически правильной  речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо следить за формированием грамматики у детей уже в дошкольном возрасте.
Предложенные задания проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал.  У вас нет времени?  На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки".  Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово, а затем вы.)  По дороге в детский сад и из него,  при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка стремление заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.
                                                                                                   Игры на словообразование
 «Волшебная палочка» («Назови ласково» или «сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…  Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …,  воробей -…  и т.п.    
«Человек - гном - великан»  дом - домик - домище, стол - столик - столище,  рука - ручка - ручища, нога - ножка - ножища, заяц – зайчик - зайчище, снег – снежок - снежище… и т.п.       

Подробнее в публикации учителя-логопеда Силкиной Е.Н.

                                                                                                                     
«Чей, чья, чьё, чьи?»  Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки –  чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Накидка из соболя …  Плед из шерсти верблюда …
 «Из чего сделано?»  Образование относительных прилагательных:  Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…  Рыбка из стекла  …  Снегурочка из ваты …  Хлопушка из бумаги …  Лошадка из картона …  Звёзды из пластмассы …  Машина из металла…  Снежинка из полиэтилена  …  Баба из снега …                                                                                                                                                                                           
«Веселый поварёнок» Варенье из вишни… Пирог из слив…  Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -…                                                                                                                                                                                                                        
«Где хранится?»    хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …,  перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…
«Назови детенышей», «Назови птенцов»  (в единственном и множественном числе). У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …,  кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).                                                                                                                                                                                                                          
«Скажи ласково» Черный - черненький    Холодный  -…   Новый  -…   Лёгкий -… Сладкий  -…   Грязный  -…   Добрый  -…   Тонкий  -… и т.п.                                                                  
«Что делает»  Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (машина и гараж) Назови действия: ходит – уходит – заходит – переходит – входит, машина – едет - подъезжает - заезжает - переезжает, корабль – плывет - переплывает - уплывает, самолет – летит, перелетает, подлетает…
                                                                                                                                                          
«Доскажи словечко».   Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы …  (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).                                                                   
Образование сложных слов  Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…                                                                                                                                
                                                                                         Игры на словоизменение
«О чем ты мечтаешь?»  (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…

Дай полные ответы на вопросы  (употребление существительных в творительном падеже)  Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?
                                                                               
 «Один-много». Стол - столы, стул - стулья, окно- окна, ...
«А у меня нет…»  (существительные единственного числа в родительном падеже)  Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…                                                                                                                                 
«Много чего?»  (существительные множественного числа в родительном падеже)  В магазине продается много игрушек: не один мяч, а  много мячей, не одна кукла, а много…  
В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.

«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета».  Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.                                                                                          
                                                                                                                                                   
«Сосчитай-ка»   (согласование числительных с существительными)                                                                                                          

Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.                                                                                                                                                    
 «Есть – нет»  Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…».
У меня есть свежая капуста.  – А у меня нет свежей капусты.                                                                                                                                                          
У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей. У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков. Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.
«Про что можно сказать…»  (согласование прилагательного с существительным в роде, числе)  Большой - … (стол, нос, палец…);  большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - …                                                                                                                                                                                      
«Скажи правильно»  Исправь предложение и скажи правильно                                                                                                                     

В корзине лежит один (огурцы).  В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
«Измени предложения по образцу»:   Он сидит на диване. – Они сидят на диване.  Он бежит по дорожке  … Он поёт песню   … Он рисует солнце  … Он идёт домой  … Он колет дрова  …Он хочет есть – они …
«Незнайка»  (составление предложений по опорным схемам).                                                                                            

Незнайка перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)                                                                                                                                                                                                                                                                 
 «Прятки»   Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом).                                                                                                                

Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»                                                                                                                                                            
«Добавь словечко»  Правильно ли я сказала?                                                                                                                                                      

Лампа висит …   столом.          Мышка выбежала  …  шкафа.
Кот спит  …  шкафом.               Мальчик перелез  …   забор.
Брат пришёл …  школы.           Береза растёт  … дома.
Ложка упала … стола.              Спортсмен добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи.      Машина стоит ... гараже.

Наверх страницы