Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Очень важно постоянно разговаривать с ребёнком.

Очень важно постоянно разговаривать с ребёнком.

14.02.2018  |  Просмотров: 50

Дети растут в разных языковых средах, и это кардинально влияет на их обучение. Возьмем две девочки: Олю и Катю. Им по три года. Оля проводит время либо дома с папой, либо в больнице, где работает её мама.  Отец Оли может непосвященному человеку показаться странным: он комментирует вслух всё, что делает. Одевая Олю, он приговаривает «Вот твой красный свитер!», а, опуская в кипящую воду макароны для супа, предупреждает Олю о том, что туда не надо совать пальцы, а то сгорят.
Он также очень любит читать Оле книжки, и Оля это чувствует. Она также знает, что, когда она вечером залезет на огромный мягкий диван, её папа улыбнётся и спросит, что она хочет сегодня почитать. Для неё это не просто чтение: это - перемещение в невиданные миры.
Она видит из окна дома здание больницы и показывает на него пальцем, говоря «Мама работа». Папа поясняет: «Да, там работает мама. Она помогает больным людям. Она медсестра. Скажи это слово: медсестра!».
У Кати другая ситуация. Она тоже проводит время с мамой, но не так много: в основном за ней ухаживает мамина знакомая, которую она наняла на роль няньки. Мама редко разговаривает с Катей или включает её в другие разговоры. Она может её о чем-то попросить («Надень куртку» или «Выключи телевизор»), но настоящего диалога крайне мало.
При этом нельзя сказать, что мама Кати плохая: она хорошо её кормит, одевает и оберегает от опасностей, но она просто не видит смысла говорить с ребенком, который сам с трудом связывает слова в предложения.
Когда они с мамой идут в магазин, Катя показывает пальцем на коробку с хлопьями и говорит «Х!», показывая, что она выучила эту букву, но мама опускает её руку и говорит, что сегодня они хлопья покупать не будут.
У бабушки Катя любит смотреть телевизор, но это быстро наскучивает, а бабушка не сильно любит читать ей книжки.
Обе девочки приходят в один и тот же детский сад примерно одновременно. У обеих - здравый ум, твердая память и хорошее здоровье. Но Оля сразу же начнет учиться лучше, и скорее всего, будет только наращивать это преимущество со временем.   Почему?

 

Потому что Оля знает больше слов. Исследователи выяснили, что дети, растущие в ситуации Оли, в три года знают уже больше 1000 слов - вдвое больше, чем дети, похожие на Катю.
Когда им станет четыре года, «Оли» услышат за свою жизнь 45 миллионов слов, а «Кати» - всего 13 миллионов. Разрыв огромный! Почему это важно? Потому что размер словарного запаса у маленьких детей - это отличный индикатор, как ребенок будет успевать в начальной школе, а возможно и дальше.
Вот несколько доказанных исследованиями фактов:
Прогресс в знании языка до 6-7 лет сильно влияет на успеваемость в начальной школе, а также на способность общаться с другими детьми в 10 лет.
Это влияние распространяется на многие предметы: от литературного чтения до математики.
Причина этого заключается в том, что новая информация практически всегда поступает вербально (с помощью речи). Также дети с хорошим знанием языка хорошо организовывают полученные знания.
Дети начинают учить цифры, основываясь на их словесных обозначениях, полученных - правильно - вербально.
Второй важный момент: Катя не сможет при всем желании «догнать» Олю, если ей кто-то не поможет. Даже если они занимаются в одной школе и ходят на одни и те же уроки, Оля сможет легче выучивать новые слова и словоформы, а также получит доступ к книжкам с новой информацией. Если не вмешаться, отрыв Оли будет наращиваться, как снежный ком.
Как помочь таким как Катя? Ответ очевиден - говорить с ними. Много.
Детям:
- нужно слушать речь вокруг них, в особенности – обращенную к ним;
- нужен человек-партнер (телевизор или игрушка не считается);
- нужна позитивная реакция от партнера, когда они говорят (или хотя бы пытаются);
- нужно понимать, что без языка в жизни никак - например, им надо объяснить, что означает надпись STOP на дорожном знаке и почему это важно знать;
- нужен отклик на невербальные способы коммуникации (неречевые) - например, когда они показывают пальцем на объект, пытаясь привлечь ваше внимание;
- нужно ЧИТАТЬ КНИГИ, неважно, какие;
- нужно, чтобы им читали книги. Таким образом, они слышат слова, которые обычно не употребляются в повседневном общении.
Помните: разговаривая с ребенком, вы уже делаете огромный вклад в его дальнейший успех в жизни.

При написании статьи использован материал сайта https://pedsovet.org/beta/article/pocemu-tak-vazno-postoanno-razgovarivat-s-rebenkom

Публикация подготовлена учителем-логопедом Силкиной Е.Н.

Наверх страницы