Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Особенности воспитания детей с речевыми нарушениями и при их предупреждении

Особенности воспитания детей с речевыми нарушениями и при их предупреждении

14.02.2016  |  Просмотров: 78

В Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие является одним из важнейших направлений в развитии детей. В целевых ориентирах дошкольного образования (обозначенных в ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования, обозначено, что ребёнок должен не только хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли, чувства и желания, но и выделять звуки в словах, производить звуко-буквенный анализ и синтез, то есть у ребёнка должны складываться предпосылки грамотности. Поэтому, предупреждение и устранение речевых нарушений у детей должно быть предметом серьёзного внимания со стороны педагогов и родителей.

 

Профилактика речевых нарушений должна начинаться ещё до рождения ребёнка: создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и её близком окружении); здоровье детей зависит от здоровья родителей, экологических факторов. На ребёнка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесённые матерью, а также во время родов - асфиксии, кесарево сечение.      

Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение, движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребёнка. Следовательно, родители, врачи и педагоги должны внимательно следить за становлением этих реакций. 

Начиная с дошкольного возраста, нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (замкнутость, фиксация на речевом дефекте, неуверенность в своих силах, низкая самостоятельность и самоконтроль и другие).

Очень часто различные социальные причины вызывают речевые нарушения. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.  

Взрослым, желающим уберечь ребёнка от речевых нарушений (речевых запинок, заикания, задержки речевого развития, общего речевого недоразвития, нарушений звуковой стороны речи и других), исправить уже имеющееся речевое нарушение, нужно позаботиться, прежде всего, об упорядочении его поведения и о развитии речи.

1.      Упорядочение поведения.

Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбуждённого, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаём по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу, резким жестам и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, с перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике видна несомненная связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, так как они ещё не научились маскировать свои эмоции.

Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определённого и твёрдого режима, который вырабатывает у него привычку к чёткому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определённый ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребёнку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребёнок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребёнок растёт запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным.

Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребёнок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребёнок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения.

Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребёнка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять своё поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

Капризы, детские истерики, которые резко выбивают ребёнка из спокойного, уравновешенного поведения, истощают его нервную систему и служат почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии. Вот обычно такой результат бывает при неправильном отношении взрослых к ребёнку.

Неумение или нежелание взрослых с первых же дней сознательной жизни ребёнка окружить его ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребёнком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

Напомню, что все сказанное о воспитании у ребёнка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью полезно воспитывать у ребёнка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

Говоря о вредности резкого переключения от одного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, то есть требуете от ребёнка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребёнка увлечённость, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребёнка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, то родителям нужно обязательно обратиться к врачам: психиатру и неврологу для консультации.

2.      Развитие речи.

Сделать речь ребёнка чёткой, содержательной, фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям её плавности и темпа, то есть для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки слогов, слов, недоговаривания звуков и слов во фразе и прочее.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

Первое — расширение у детей понятий и представлений об окружающем мире с

одновременным увеличением их словарного запаса.

Так, например, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребёнка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребёнка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка. Но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания. Перегрузки могут вызвать у ребёнка нежелание заниматься: выполнять упражнения, игры с речевой направленностью.

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесёт углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и прочее. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и так далее) не только принесёт радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный запас и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых нарушений у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведёт к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребёнка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы. Нужно воспитывать неторопливый темп речи у детей на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

Третье — при предупреждении или устранении речевых нарушений у детей нельзя недооценивать и значение неправильного звукопроизношения в их речи. Недостатки звукопроизношения могут мешать правильному оформлению и течению детской речи. К концу пятого года жизни ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию звуковой и грамматической сторон речи ребёнка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения (артикуляционную, дыхательную, голосовую гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза и другие).

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребёнку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребёнок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.

Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребёнка на то, что он говорит неправильно?

Можно прямо сказать, что без активного участия ребёнка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения».

Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребёнка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые:

а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.;

б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства;

в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи;

г) делая замечания, уверены, что ребёнок сможет выполнить данные указания.

Все это воспитывает у ребёнка стремление устранить недостаток в своей речи. Ребёнок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к её совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.

В младшем дошкольном возрасте, когда речевой аппарат и самоконтроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых нарушений должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении с взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.

Особо следует обратить внимание родителей на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и тому подобное. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей с речевыми запинками способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы. Для конкретизации речи ребёнка также можно использовать опорные слова и всевозможные предметы, игрушки, картинки, всё то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чём он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребёнок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

Речь взрослых на занятиях и в повседневном общении способствует упорядочению и развитию речи ребёнка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые нарушения.

При написании статьи использовались:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Учебное пособие Селиверстова В.И. «Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия».

3.Мастюкова Е.М. «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция»

Автор публикации: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы