Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Предупреждение и устранение речевых запинок у дошкольников

Предупреждение и устранение речевых запинок у дошкольников

14.02.2016  |  Просмотров: 624

В период активного формирования фразовой речи (с 2-х до 5-ти лет) у детей могут возникать запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах. У детей наблюдается прерывистый темп речи, который проявляется в:

  • повторении отдельных звуков или их сочетаний;
  • прерывании речи необоснованным молчанием (остановки, паузы);
  • трудном, с усилием произнесении одного или нескольких звуков.

 

В первом случае ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу. Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера... мы вчера... я с мамой вчера в кино ходил. — А мы-мы-мы-мы поймали жука! — А-а-а-анна Васильевна, можно мне играть с машиной?— Мне папа в магазине... мне папа в магазине купил... мне папа в магазине купил велосипед, только на нём нужно ногой отталкиваться!» (Забыл слово «самокат»).

Неумение ребенка сразу найти нужное слово или выразить обуревающие его чувства может дать и другую форму речевых запинок у детей — неожиданное прерывание речи молчанием. Иногда это молчание затягивается и может перерасти в нежелание ребёнка и вовсе продолжать начатое речевое общение. Неожиданное прерывание речи молчанием может быть у ребёнка также и выражением невидимых для постороннего взгляда усилий по преодолению судорог, возникших в его речедвигательном аппарате.

Речевые запинки, появившиеся у ребёнка в результате напряжённого произнесения звука или звукосочетания, являются наиболее серьезной формой нарушений темпа речи. Ребёнок с видимым усилием как бы «проталкивает» какой-либо звук или сочетание звуков: — Людмила Б'-орисовна, можно взять к'-убики? У детей младшего возраста это затруднённое произнесение звуков нередко комбинируется с многократным его повторением, например: У п'е-п'-е-п'-етушка к'-расивый хвост.

Очень часто в этом возрасте у детей наблюдаются запинки несудорожного характера - физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). Чешский логопед М.Зееман отмечал, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определённого периода развития детской речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят, как только ребёнок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребёнка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно чётки. Но ребёнок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъёмом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определённом этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и её несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребёнка долгое время при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приёмы, неблагоприятная речевая среда).

У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — всё это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, то есть быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же ещё нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются, сюсюкают с ребёнком.

Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень не организованно, быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра Зина. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно "заикалась", пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне, прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала моё внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских передачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своём дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространённость физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей. (Селиверстов В.И. «Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия»)

                                 Как отличить физиологические запинки от заикания?

- При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

- Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавно. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

- Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден.

Заикание же – это неврологическая проблема и поддаётся коррекции труднее, чем запинки. Заикание почти всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Таким образом, для предупреждения и устранения речевых запинок у детей родителям необходимо:

1.Постарайтесь сами успокоиться: запинки не приговор, а симптом. Более того, малыш буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает. Не обсуждайте при ребёнке возникшую проблему.

2.Обратитесь за консультацией к логопеду и невропатологу, так как запинки часто результат детского невроза.

3.Пересмотрите свои взаимоотношения с малышом: любая психотравмирующая ситуация может спровоцировать запинки. Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребёнка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список.

4.Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

5.Требования к ребёнку должны быть одинаковыми, согласованными со всеми членами семьи. Воспитание должно быть ровным.

6.Контролируйте темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.

7.Соблюдайте режим дня неукоснительно, ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры.

8.Включайте перед сном тихую инструментальную музыку, детские песенки. Правильно подобранная музыка оказывает очень хороший психотерапевтический эффект.

9.Введите в повседневные игры возню с водой: переливания через воронку, пипеткой, резиновой грушей, губкой, нравится малышам вылавливание шариков от пинг-понга ситечком и т. д. Обратитесь к опыту Монтессори-педагогики. Такой же эффект оказывают игры с песком или снегом.

10.Устраивайте минутки тишины на природе: "Давай послушаем тишину" - и помолчите в лесу полминутки. А потом каждый из вас расскажет, что услышал (как птичка коготками за кору дерева цепляется, как листва тихо осыпается и так далее).

11.Используйте в играх песочные часы: "Пока песочек сыпется - мы молчим. Кто слово скажет - проиграл. А если ты сумеешь вытерпеть и ничего не сказать - получишь подарочек". Поощрения, конечно, обязательны: например, витаминка, игрушка из "Киндер-сюрприза", конфетка и другое. Такие упражнения помогут малышу лучше себя контролировать, в том числе, и свою речь.

12.Давайте малышу иногда побыть в одиночестве. Любому человеку в течение дня нужно время, чтобы побыть-поиграть одному.

13.Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки. Пускай малыш какое-то время ничем не занимается (имеется в виду заучивание цифр, букв, стихов и другая интеллектуальная деятельность), а только играет.

14.Не заостряйте внимание на своеобразие речи, не просите повторить правильно слово, не сетуйте. Если малыш начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шёпотом». Обычно при пении и шёпотной речи запинок нет.

Автор публикации: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы