"Исправлять "детские ошибки" или не обращать внимание?"
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к неправильно сказанным детьми словам? К примеру, ребенок заменяет звук Ш на С или наоборот: «ширость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребёнком звуков. Чем раньше слово, употребляемое неправильно, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется его произнесение. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными ребёнком. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством ребёнка, но мы ни в коем случае не должны хвалить при нём то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну языковую форму, то он распространяет её на другие. Нужно помочь ребёнку в освоении разных форм, а сделать это можно путём бесед с ребёнком, упражнений в словообразовании.
Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Вот пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными (всего 3-4 % от других частей речи). Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, так как их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: хороший, плохой, страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес ребёнка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый, храбрый и др).
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.