Логопедический проект "Ветерок-помощник"
В нашей группе был составлен и реализован краткосрочный логопедический проект на развитие дыхания у детей. Участниками проекта были учитель-логопед Силкина Е.Н., воспитатели Панковец М.А. и Залага О.Н., дети и их родители.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от правильного дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Поэтому, чтобы было легко произнести развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.
Несовершенства речевого дыхания у детей, такие как, слабый вдох и выдох, торопливое произношение фраз без перерыва или на вдохе с "захлёбыванием", неравномерный толчкообразный выдох, приводят к тихой, едва слышной речи, или, наоборот, к чрезмерно громкой, ускоренной, прерывистой речи.
Недостатки детского дыхания преодолеваются с помощью специальных игр и упражнений. При этом во избежание головокружения продолжительность этих игр должна ограничиваться 3 – 5 минутами (дуем не больше 10 секунд, отдых, снова дуем). Подробнее в рекомендациях «Правила развития дыхания».
В течение двух недель дети и их родители под руководством педагогов ознакомились с дыхательными упражнениями и играми, направленными на:
· выработку умения управлять органами дыхания,
· увеличение объёма дыхания, нормализацию его ритма,
· выработку направленной, длительной воздушной струи.
Для родителей в приёмной группы на стендах была размещена информация в виде консультаций: "Дыхание – энергетическая основа речи", "Дыхание и речь". Мастер-класс, проведённый учителем-логопедом Силкиной Е.Н., помог родителям овладеть основными приёмами проведения артикуляционной гимнастики, дыхательных игр и упражнений с детьми.
Родители вместе с детьми изготовили игры и тренажёры для развития сильной, направленной воздушной струи. Таким образом, предметно-развивающая среда группы была пополнена специальными пособиями для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества. Выражаем благодарность всем родителям и детям, активно принявшим участие в проекте. На заключительном этапе проекта в приёмной группы была оформлена выставка изготовленных пособий.
По теме проекта с детьми была проведена совместная образовательная деятельность учителя-логопеда Силкиной Е.Н. и воспитателя Панковец М.А. В ходе интегрированного занятия «Воздух-наш помощник» дети совершенствовали свои представления о воздухе и его значении для человека, закрепили навыки правильного дыхания в ходе дыхательной гимнастики, навыки формирования длительной, сильной воздушной струи с помощью игр и упражнений с пособиями, изготовленными своими руками. Опытным путём дети познакомились с механизмом образования звуков речи и голоса у человека. Эксперименты с воздухом очень понравились детям. Они узнали, что звуки передаются по воздуху в виде звуковых волн, с удовольствием «ловили» воздух в шарики (надували воздушные шары), а затем выпускали его через узкую дурочку в горлышке шарика с громким звуком. Так дети узнали, как получается голос, когда воздушная струя попадает на натянутые голосовые связки. И в этом случае получаются звонкие звуки. А если щель между голосовыми связками широкая, то голоса нет, звуки получаются глухие. Дети это смогли опытным путём подтвердить, когда делали широкую щель, воздух выходил из шарика беззвучно. В конце занятия дети смогли сами сказать, что воздух нам нужен не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы говорить и слышать.
В целом данный проект способствовал повышению мотивации к речевому развитию не только у детей, но и у родителей. Родители и воспитатели повысили свою компетентность в вопросах коррекции речи, применении логопедических приёмов в занятиях с детьми дома и в детском саду.
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.