Интегрированное занятие "Будьте добры!"
Дошкольное детство – это важный период в становлении личности. Благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками, а также в игре, труде и творчестве происходит нравственное развитие.
В логопедической группе все педагоги, работающие с детьми, уделяют большое внимание не только воспитанию культуры поведения, формированию положительных привычек, нравственных качеств личности (уважение к окружающим людям, чуткость, честность, настойчивость, ответственность и т.д.), но и воспитанию культуры речи:
- умение отвечать на вопросы полным ответом и чётким произношением,
- умение задавать вопросы, чётко формулируя мысль,
- употребление вежливых форм общения,
- умение вступать в разговор со сверстниками и взрослыми,
- умение поддерживать беседу и др.
Нравоучения не помогут воспитанию нравственности. Только в игровой форме можно реализовать воспитательные и образовательные задачи. Поэтому в группе проводятся интегрированные занятия, где учитель-логопед и воспитатель в играх и упражнениях параллельно решают развивающие (речевые) и воспитательные задачи. Важно отметить, что, такие занятия проходят намного продуктивнее.
Так, 9 декабря в группе было проведено открытое интегрированное занятие с детьми «Будьте добры!». Дети познакомились с эмоционально-полярными состояниями: «злостью» и «добротой» с помощью вымышленной героини Людмилы, о которой рассказал гость – Петрушка (роль Петрушки исполнила воспитатель Панковец Марина Александровна).
Петрушка попросил детей помочь ему изменить его подругу Людмилу, чтобы она стала доброй и не обижала детей и взрослых. Дети с радостью помогали Петрушке, выполняли разные задания: мимическую гимнастику, упражнения с пальчиками, называли друг друга ласково, подбирали слова «наоборот» (антонимы), справлялись со своей злостью с помощью упражнения «Дровосек», играли в «Толкалки», дарили друг другу подарки и другое.
В ходе занятия дети отвечали на вопросы, излагали свои мысли, используя фразовую речь. По сюжетным картинкам дети составляли полные развёрнутые предложения, оценивали поступки детей. В ходе беседы все дети были активными и дополняли ответы друг друга.
В процессе занятия использовались разные виды деятельности детей: речевая, игровая, продуктивная, физическая, смена которых предупреждала утомление детей. В результате дети с удовольствием взаимодействовали друг с другом и с взрослыми, получили полное представление о доброте и зле, самостоятельно сделали вывод, о том, что лучше быть добрыми, каким должен быть добрый человек.
По просьбе родителей далее публикуются игры и упражнения для закрепления нравственных понятий «доброта» и «злость», развития речи у детей.
1. Игра «Скажи ласково». Назови имя ласково и передай цветок. Например, Оля – Оленька, Паша – Пашенька и т.д.
2. Упражнение «Дровосек». Покажем, как дровосек рубит дрова. Для этого нужно вытянуть руки вперёд, пальцы рук в «замок», поднять руки вверх и со звуками «УХ!» опустить руки вниз. Вот так можно «выпускать злость».
3. Игра «Скажи наоборот». Я бросаю тебе мяч и говорю слово. А ты должен мне сказать слово «наоборот» (доброе).
Слова: порвать платье – … (зашить), отнять машинку - …(отдать), грустить – …(веселиться), ссориться - …(мириться), сломать игрушку - …(починить), потерять мячик – …(найти), оторвать наклейку - …(приклеить), забыть - …(вспомнить), обидеть – … (пожалеть), плакать – … (смеяться).
4. Игра «Толкалки». Встаньте парами друг напротив друга. Правая нога впереди, руки вытяните вперёд, ладони соедините. Будем толкаться, но не больно, чтобы друг друга не обидеть и не сделать больно. Будьте аккуратны.
5. Пальчиковая гимнастика
Если пальчик грустят – Доброты они хотят. |
Пальцы плотно прижимаем к ладоням |
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. |
Трясём кистями |
Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. |
«Моем» руки, дышим на них |
Две ладошки мы прижмём, |
Хлопаем в ладоши 1 раз |
Гладить ласково начнём. |
Гладить ладонь другой ладонью |
Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. |
Скрестить пальцы, ладони прижать. Пальцы двух рук быстро легко стучат |
Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. |
Каждый палец зажимаем в кулачке. |
6. Просмотр мультфильмов:
Обсуждение просмотра мультфильма:
- Что случилось с добрым котом Леопольдом?
- Как вёл себя Леопольд во время действия “озверина”?
- Почему доктор предложил ему выпить “озверин”?
- Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
7. Традиция «Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом совершать что-то хорошее.
8. Игра «Строим пирамиду»
Поговорите вместе с ребёнком о том, что вы любите. У кого-то это мороженое, у кого-то кукла, а некоторым просто нравятся мультфильмы. Предложите построить пирамиду. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем ребёнок называет то, что ему нравится и кладёт свою руку сверху. Таким образом, получится целая пирамида.
При написании статьи использованы игры, представленные в пособии "Что такое хорошо, что такое плохо?" Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В.
Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.