Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Информация для родителей /Консультация для воспитателей или родителей «Дыхание – энергетическая основа речи»

Консультация для воспитателей или родителей «Дыхание – энергетическая основа речи»

27.10.2018  |  Просмотров: 88

Консультация подготовлена в рамках логопедического проекта "Ветерок-помощник".

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.  Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.

При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Обратите внимание, как дышат  дети, не затруднено ли у них носовое дыхание, не приходится ли им держать рот открытым. Объясните детям: привычка дышать через рот вредна здоровью. Она нарушает ритм дыхания, рефлекторно ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

1.    Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.

2.   Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3.    Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.

4.   Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

5.    Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Нарушения речевого дыхания  могут быть следствием общей ослабленности детского организма, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др, отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, прежде всего, должны приобрести навыки носового дыхания и освоить первичные приемы дыхательной гимнастики:

•   вдох и выдох носом;

Например, упражнение «Носиком дышу» Предлагается посмотреть носы  (клювы) у разных животных и птиц на картинках, а потом предложить вдохнуть и выдохнуть через нос.

•  вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);

•   вдох ртом – выдох носом;

•   вдох и выдох ртом;

•   упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт;

•   упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи – выдохи ртом.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

С детьми полезно проводить ежедневно (от 2 до 6 мин.) следующие игры:

•        Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; дуть на вертушки; играть на детских духовых музыкальных инструментах.

•        Дуть на привязанные к нитке комки ваты, листочки, легких бумажных птичек.

•        Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.

•        Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.

•        Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.

•      Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе автоматизированные ряды слов, например, «один», затем «Один, два», далее «один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Перед игрой ставится какая-то задача, цель и вводится элемент соревнования; «Мой пароход направляется в Москву, а твой – в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.д. Это повышает интерес ребенка к игре. Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: два- три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи, обязательно соблюдать правильное дыхание.

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: поднесение тыльной стороны ладони ко рту.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

«Ворона»

Дети, сидят на стуле, поднимая через стороны обе руки вверх на вдохе. На выдохе произносят: «К – А – Р –Р» и опускают руки.

«Жук»

Сидя на стуле, руки держат на поясе. На вдохе поворачивают корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. На выдохе произносят: «Ж – Ж – Ж», как летящий в воздухе жук.

«Гуси»

Дети наклоняются вперёд из положения сидя, руки надо поднять до уровня плеч. Выдыхая воздух сказать: « Г- А – А».

«Аист»

Стоя, дети изображают аиста – руки подняты в стороны, одну ногу приподнимают, сгибают в колени, одновременно делают вдох. На выдохе медленно опускают руки и ногу, произносят звук: «Ш – Ш – Ш».

«Журавль»

Может эта птица прилетела в гости к аисту? Во время вдоха руки детей поднимаются вверх, на выдохе со звуком « У – У – У» опускаются ( вдоль тела) вниз.

«Полеты»

В заключении предложите детям быстро пройти по комнате, взмахивая руками, как будто это летящая по воздуху птица. Заканчивая движения ходьбой с обязательным замедлением темпом.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане (в бутылке), на половину наполненном водой (пенопластом).

«Бумажный султанчик»

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок ( 7 – 10) и укрепите их на палочке, предложите ребенку подуть «ветерком» на полоски.

«Кораблики»

Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то быстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным, без поднимания плеч. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют детей, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

1.     упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.

2.     упражнение «Загони мяч в ворота»:

- плавный выдох через губы трубочкой;

- плавный выдох, держа губы в улыбке;

- плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;

- выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

Полезно направлять внимание детей на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе следует познакомить детей со звуковыми дыхательными играми. Ребенку предлагается тянуть без голоса и с голосом звуки на выдохе максимально долго. Сначала предлагаются гласные звуки, с изменением голоса, с разной интонацией, затем – согласные звуки. Для упражнений берутся  только те звуки, которые ребенок правильно произносит.

Упражнение «Отгадай, кто позвал»

Игра «Обезьянки»

Проводится перед зеркалом. Взрослый предлагает представить детям, что на них смотрит обезьянка и все повторяет. Можно мимикой изобразить радость, удивление , обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О»- удивились, «У» - обиделись, «А» - обрадовались.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.

Литература.

1.     Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.– М., 1994.

2.     Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.

3.     Краузе Е.Н. «Логопедия», 2006г

4.     Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

Автор статьи: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы