Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39

Помогите ребёнку сами.

07.07.2015  |  Просмотров: 41

Своих дошколят мы торжественно проводили в школу. Скоро они станут первоклассниками. Мы с ностальгией вспоминаем своих детей. Родители озабочены и волнуются: как они будет усваивать знания, понравится ли им быть учениками и многое  другое. Тревоги родителей вполне оправданы. Ведь за короткий срок первоклассник должен усвоить множество знаний, умений и навыков, из которых главные – это умение читать и писать. Для успеха в этой работе необходимо повседневное старание, усилия воли, сосредоточенность внимания, а также готовность интеллекта, слуха, зрения, двигательной сферы и конечно речи.

К моменту поступления в школу ребёнок должен хорошо понимать речь, правильно произносить все звуки, строить фразы в соответствии с законами языка. К сожалению, ещё многие дети приходят в первый класс с дефектами речи. Недостатки произношения, как в зеркале, отражаются на письме и в чтении. Борьба с ними (в школе всегда требуют говорить правильно) ложится дополнительной нагрузкой на нервную систему и речевое поведение ребёнка. Он начинает отставать от класса, получать замечания учителя, теряет интерес к учёбе. Поэтому помощь ребёнку нужна до школы, начиная с 3-4 лет. Вот некоторые рекомендации родителям.

Говорите с ребёнком всегда правильно и внятно. Не надо подлаживаться к речи ребёнка, лепетать и сюсюкать с ним. Подобная манера общения надолго закрепляет недостатки звукопроизношения.

Не перегружайте речь ребёнка большим количеством речевого материала. Не нужно заучивать чрезмерно много стихов, сказок. Перегрузка речевой и нервной системы может привести к запинкам в речи, которые затем могут перейти в заикание.

Воспитывайте у ребёнка привычку смотреть во время речи на собеседника, и таким образом следить за движениями губ и языка.

Ознакомление ребёнка со звуками речи лучше осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом: «З» - песенка комара, «С» - песенка насоса, «Ж» - жужжание жука, «Р» - рычит собака, «Ш» - шипит змея.

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях, например, «Как тикают часы?» (тик-так), «Как мяукают кошки?» (мяу-мяу), «Как звучит дудочка, колокольчик?» (ду-ду, динь-динь) и другие.

Если Ваши занятия не помогли ребёнку, обратитесь к логопеду. Разучите с ребёнком упражнения для губ и языка, которые предложит логопед. Это поможет ребёнку осознанно управлять органами речи.

Расширяйте словарный запас детей.Так, например, собираясь на прогулку, можно назвать одежду, обувь, головные уборы. Обратите внимание ребёнка на то, что несколько предметов можно назвать одним словом: пальто, шуба, куртка – это одежда, потому что всё это одевают. Сапоги, ботинки, туфли – это обувь, потому что всё это обувают и так далее.

Кроме предметов можно называть действия (надеть, снять, раздеть, повязать, застегнуть и другие), признаки (осеннее, летнее, зимнее, тёплое, мягкий, пушистый и другие). Во время прогулки можно называть времена года, овощи, фрукты, деревья, цветы, насекомых, птиц, транспорт. Родители могут поговорить с ребёнком о погоде, могут обогатить речь ребёнка наречиями: холодно, ветрено, дождливо, тепло, сыро, туманно, прохладно, жарко, солнечно и другие. О том как, с пользой и интересно проводить прогулки можно посмотреть в публикации «Необычные прогулки».

Очень важно и полезно предлагать детям упражнения, которые заставляют думать и размышлять:

«Ты кто?»(для мамы и папы - сын, дочь, для взрослых - ребёнок, для людей - человек, мальчик, девочка, для брата - сестра, для сестры - брат, для бабушки и дедушки - внучка, внук, для детского сада – дошкольник (дошкольница), для школы – школьник (школьница), ученик (ученица).

«Про что и про кого можно сказать «высокий?» (человек, дом, стол, дерево  и другое).

«Какое новое слово можно получить от слова «рыба» или «лес»?»(рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбачить, рыбный (суп), рыбий (хвост); лесник, лесоруб, лесок, лесовоз, лесные, лесополоса и так далее)

Учите изменять слова: медведь – медведи, лист - листья (игра «Один - много»), называть детёнышей животных, птенцов (у лисы – лисята, у медведя – медвежата, у коровы – телята, у собаки – щенки, у гусыни – гусята, у утки – утята, у курицы - цыплята), профессии людей (машину водит – водитель, учит – учитель, лечит – врач, стеклит – стекольщик, часы чинит – часовщик  и так далее), образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (стул – стульчик, дом – домик, лес – лесок, голос – голосок и так далее).

Развивайте у детей способность слышать звуки в слове и различать их (фонематический слух):

Игра «Внимательные ушки».Хлопни в ладоши, если услышишь в слове, например звук «Ж» (лук, жук, мак, звонок, мышь, лес, коза, живот)

Игра «Будь внимателен».Если я скажу слово правильно, то скажи «да», а если неправильно, то скажи «нет» (картинка или предмет перед глазами ребёнка, например «шапка», взрослый медленно произносит слова: это фапка, сапка, хапка, сяпка, шапка, жапка, тяпка, шапка)

В возрасте 4-5 лет нужно учить детей звуковому анализу:

а) назвать последний звук в слове: кот, дом, сон, лес, душ.

б) назвать первый звук в слове: крот, стук, шторы; суп, мох, лапа, нос.

в) назвать имена, в которых есть звук «А»: Аня, Виктор, Антон, Катя, Тимур, Марина.

г) назвать последовательно все звуки в слове: рак – р, а, к (можно выкладывать фишки или кубики и называть звуки, каждому звуку соответствует одна фишка или кубик, в конце посчитать, сколько кубиков лежит и сказать, сколько звуков в слове)

д) игра «Кто больше придумает слов с заданным звуком». Например, звук «Ш» (машина, мишка, шкаф, шторы и так далее)

е) Игра с мячом «Закончи слово». Взрослый называет начало слова и бросает мяч ребёнку, ребёнок ловит мяч, говорит конец слова и  бросает мяч взрослому (ры – ба, ды – ня, маши – на, раду – га)

Детей не следует наказывать, если они не могут назвать какое – то слово или сказать звук, нельзя передразнивать и раздражённо поправлять. Терпеливо и настойчиво повторяйте его с ребёнком, через некоторое время он скажет это слово или звук самостоятельно. 

Как можно больше разговаривайте с ребёнком, но ни в коем случае не общайтесь жестами. Даже если ребёнок совсем не говорит, пусть он привыкает понимать речь.

Подходите к детям с позиций взаимопонимания, поощрения, уважения.

Автор публикации: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы